Описание опыта работы по проблеме «Эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

 

Нельзя себя экономить там, где

надо победить

Е.И. Ильин

 

 

   В наше динамичное и очень непростое время, когда на первый план выдвигаются весьма сомнительные жизненные ценности, когда общечеловеческие и вечные понятия (любовь, семья, искусство и т.п.) подменяются суррогатами и низкопробными подделками, особое значение приобретает эстетическое воспитание школьников.

  Вряд ли кто-нибудь будет с этим спорить. Ведь за этой казенной фразой скрывается и констатация очевидного факта, и наша боль (учительская, материнская, гражданская – называйте как хотите!) Наши дети – ДРУГИЕ, они не похожи на нас, у них своя собственная система ценностей, иногда удивляющая нас, а иногда и шокирующая. Мы можем с ними соглашаться или не соглашаться, принимать или не принимать их приоритеты, но не считаться с реалиями сегодняшнего дня, конечно, мы не вправе.

  Наверное, каждому из нас знакома ситуация, когда подготовленный  большой любовью, выстраданный тобою урок, принесенный в класс, не находит отклика, на который рассчитывал, не зажигает, оставляет равнодушными если не всех, то хотя бы некоторых.

 Что же делать? Работать! Ведь они, наши дети, хоть и другие, но все равно очень ХОРОШИЕ. За внешней скорлупой равнодушия или даже (страшно сказать!) цинизма часто скрываются добрые чуткие сердечки, изо всех сил маскирующие свои чувства.

 Когда я выбирала проблему, над которой буду работать (а называется она «Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»), в первую очередь думала о том, что и у нынешнего поколения должны быть те же радости, которые были у нас. Они должны быть счастливы от чужого счастья, уметь сопереживать чужому горю, мимо них не должно пройти искусство во всех его формах. И, может быть, они никогда не поймут музыку Альфреда Шнитке, а живопись абстракционистов оставит их равнодушными. Но Чайковский, Серов, Кустодиев, Григорович – эти имена не должны остаться для них пустым звуком!

Мои предметы – русский язык и литература – как раз и позволяют делать то, что, может быть, не очень доступно другим учителям: раскрывать перед детьми мир во всем его многообразии. Ведь эстетическое воспитание школьников – это не только встреча с искусством, но и постижение красоты в самых обыденных вещах: сером осеннем деньке, веточке сирени, дымковской игрушке…

Это только кажется, что НЕ достучаться, НЕ пробиться сквозь стену безразличия, воздвигнутую вокруг наших детей ими самими.  

 Эстетическое воспитание школьников при всем его эмоциональном заряде ставит перед собой целый ряд совершенно конкретных задач. Это

              - знакомство с образцами русского и мирового классического    искусства;

- развитие эстетического вкуса;

- создание условий для формирования внутренней потребности в духовном совершенствовании;

- реализация творческих возможностей учащихся;

-развитие образного мышления учащихся и эстетической зоркости.

  Причем задачи эти выполнимы лишь при условии систематической и кропотливой работы, их воплощение в жизнь  должно осуществляться не методом молниеносного штурма, а быть результатом продуманной и регулярной деятельности. Для успеха необходимы определенные условия, поэтому в своей работе я следую нескольким нехитрым правилам:

 

 - В твоей работе не должно быть места скуке. Нет ничего страшнее нудного, тоскливого урока, когда все ( и ученики, и учитель ) с нетерпением ждут звонка. Поэтому материал должен быть интересным.

 - Не бойся «украшать» свои уроки. Любая необычная деталь, будь то веточка рябины в вазочке или соответствующая теме музыка, способна преобразить стандартное восприятие привычных понятий. Иногда достаточно и простого взгляда за окно: посмотрели, восхитились и пошли дальше…

 -Не впадай без нужды в восторженно-возвышенное состояние. Экзальтированный учитель на фоне равнодушного класса ничего, кроме усмешек, не вызывает. Твой эмоциональный взрыв должен быть подготовлен эмоциональным состоянием класса, а оно, это состояние, возможно лишь тогда, когда ты тщательно продумаешь все подходы к нему. Пусть дети думают, что они сами

 - Не иди на поводу у низкопробных вкусов. Эстетическая планка урока должна быть достаточно высока.

 -Хотя бы иногда задумывайся, достаточно ли эстетична ты сама.

 - И всегда помни золотое правило педагогики: «Что бы ты ни делала, количество добра в мире должно увеличиваться!»

 Эти простые заповеди позволяют из того, что мы называем скучным словосочетанием «материал урока», хотя бы иногда делать маленький праздник. Всегда ли получается? К сожалению, нет. И тому есть много причин. Во-первых, помимо праздников в жизни должны быть еще и будни, то есть повседневная, часто трудная работа ( это касается в первую очередь уроков

русского языка ). И дети должны совершенно четко осознавать, что слово надо важнее слова хочу.

 Во-вторых, для того чтобы вызвать в душах детей соответствующий отклик, должно совпасть сразу несколько факторов (от качества подобранного материала до сиюминутного  состояния  класса и его отдельных  представителей ). 

  Видимо, нет смысла перечислять все возможные причины. Любой практикующий учитель без труда назовет еще несколько, но ясно одно: как бы ни было трудно, нести прекрасное на урок необходимо. И любая тема – от склонения причастий до поэзии символистов – позволяет внести в занятие эстетический штрих.

  К счастью, одна из главных проблем, которая на протяжении многих лет если и не сковывала эстетическое воспитание школьников, то уж точно ему не содействовала, сейчас ушла в небытие. Я имею в виду проблему технического оснащения урока. Современное оборудование позволяет многократно улучшить зрелищность и выразительность любого занятия и в конечном итоге способствует тому, ради чего мы все и работаем, – воспитанию полноценного гражданина.

  Конечно, работа по эстетическому воспитанию школьников должна строиться с учетом возрастных особенностей детей. Методы, с успехом используемые в 5 – 8 классах, могут не оправдать себя в работе со старшеклассниками.

Малыши, попадающие к нам после начальной школы, как правило, готовы любить твой предмет, тебя и весь окружающий мир. Они чутко откликаются на  любую инициативу и всегда с восторгом и энтузиазмом подхватывают все начинания. Уроки-концерты, инсценировки ( как специально подготовленные, так и экспромты в ходе занятия ), заочные путешествия вместе с героями произведений – все вызывает у них любопытство и желание самим  попробовать свои силы. На этом этапе работы самым главным мне кажется создание педагогической ситуации для реализации видимых и потенциальных способностей и возможностей детей. И главный принцип здесь такой: ни одна инициатива ребенка не должна остаться незамеченной. Конечно, они, наши ученики, очень разные как по уровню интеллекта, так и по степени общей культуры, но дать возможность каждому проявить себя – святая обязанность любого педагога.

  Система уроков, одной из главных задач которых становится эстетическое развитие школьников, направлена, помимо духовного развития личности и воспитания эстетической чуткости,  на расширение кругозора и

повышение общей культуры детей. Один из предлагаемых уроков на

традиционную тему «Подготовка к сочинению – описанию внешности человека» как раз и включает знакомство не только с классическими живописными портретами, но и музыкальными фрагментами, помогающими  охарактеризовать внешность средствами смежных искусств. Несмотря на то что итогом этой работы должно стать сочинение, посвященное современникам, ученикам всегда интересно и полезно сопоставить собственное восприятие с изображением  мастеров-профессионалов.

  В старших классах, когда главной задачей становится целенаправленная  подготовка учеников к успешной сдаче ЕГЭ, эстетическое воспитание школьников принимает несколько иную направленность. Конечно, нелегко совместить выполнение тестовых заданий с миром музыки, живописи, театра, да к этому, пожалуй, не стоит и стремиться. Как раз сейчас детям пригодится сформированный ранее навык рутинной и трудной работы, о котором я уже говорила.

 Но прекрасное в искусстве и в повседневной жизни не должно стать для старшеклассников «дефицитным товаром». Ведь, как бы им ни было трудно, они по-прежнему остаются детьми, нуждающимися в эмоциональной зарядке. И если мы не дадим им возможности реализовать свои чувства в приемлемой форме, они найдут тысячу собственных способов украсить свою жизнь. И кто может поручиться за качество этих «украшений»?

 Старшеклассники очень любят школьные вечера? Так дадим им возможность проявить себя не в качестве всевозможных «мисс», а в роли ведущих литературного вечера.  КВН или брейн-ринг? И здесь возможно соединение полезного с приятным.

 Но особо хочется сказать о подготовке к написанию сочинения по III части ЕГЭ. При вдумчивом подборе литературного материала эту, безусловно, наиважнейшую и достаточно сложную работу можно превратить в урок прекрасного.

В этом виде деятельности очень важно, чтобы знакомство с произведениями музыки и живописи не превращалось в самоцель,  а создавало особый эмоциональный настрой, который поможет восприятию литературного произведения, подскажет детям нужную тональность повествования. Ведь психологи утверждают, что встреча с прекрасным открывает в человеке скрытые творческие резервы, которые совсем не помешали бы нашим питомцам на экзамене.

  Один из предлагаемых уроков по подготовке к  сочинению по тексту из  III части ЕГЭ основан на встрече с творчеством А.С. Пушкина и нашего земляка, писателя Виктора Лихоносова. В качестве исходного текста взят отрывок из

повести «Элегия».  В процессе урока использовалась музыка П.И. Чайковского, А. Вивальди, современных французских композиторов, репродукции картин

импрессионистов и русских художников.  Конечно, никакой конспект урока не передаст той ауры,  того особого микроклимата, которые возникают, когда происходит слияние искусств, душ, эмоций. Два имени – Пушкин и Лихоносов – как две точки отсчета нравственности, красоты, гармонии. Этот урок оказался и полезным, и красивым именно благодаря высокой планке, заданной литературным материалом. Тончайшая исповедальность Лихоносова в сочетании с чудесной музыкой никого не оставила равнодушным. И даже строгая  регламентация  композиции сочинения не помешала старшеклассникам написать хорошие работы.

 Традиционно написание сочинения в процессе сдачи Единого государственного экзамена вызывает у учащихся наибольшие затруднения.

Мы,  учителя, многому научились за прошедшие годы, и у каждого из нас сложилась своя система подготовки учеников к первому в их жизни серьезному испытанию.

Мой четырехлетний опыт работы в предметной подкомиссии в качестве эксперта по проверке 3 части ЕГЭ (русский язык) показал, что качество сочинений-ответов на задание С из года в год растет, по-видимому, потому, что мы, учителя, преодолели собственную растерянность и сумели объяснить своим питомцам, что именно от них требуется.

  Но за эти годы накопился и печальный опыт. К сожалению, ошибки, связанные с непониманием задач и структуры сочинения, имеют массовый характер, т.е. наши любимые ученики ежегодно наступают на одни и те же грабли. Хочется помочь. Но чем?

  Не открою Америку, если скажу, что ЕГЭ – это колоссальная нагрузка на школьника. И если психологическое напряжение до конца снять и не удастся, то его надо хотя бы смягчить. А это станет возможным, если ученик будет четко представлять свою задачу и те подводные камни, которые ожидают его в процессе написания сочинения. Поэтому в своей работе я использую систему памяток. Конечно, сейчас, когда появилось огромное количество литературы, посвященной подготовке к ЕГЭ, в них вроде бы нет недостатка. Но мне хотелось компактно, внятно, четко донести до каждого основные требования, предъявляемые к сочинению по прочитанному тексту, уберечь от возможных ошибок, которые повторяются из работы в работу с постоянством, достойным лучшего применения.

  Прежде всего ученик должен четко знать, на что будет обращать внимание проверяющий в его сочинении. Только четкое осознание структуры работы поможет выпускнику достичь хорошего результата. Итак,

 

При написании сочинения - ответа на задание С…

 

1)    Прочитай текст. Какая из проблем, поднятых автором, кажется тебе наиболее важной? Сформулируй ее.

2)    Прокомментируй проблему, т.е. выскажи собственные ( не слишком затянутые) мысли по этому поводу.

3) Бесспорно, автор выразил свою точку зрения по поднятой проблеме. Обозначь позицию автора.

4)    Выскажи и аргументируй свое мнение по этой же проблеме, согласившись или не согласившись с автором.

  Конечно, многим такая жесткая регламентация творческой работы покажется несколько механической, но, согласитесь, мы вынуждены играть по правилам, предложенным нам составителями ЕГЭ.

При составлении памяток учитывалось разное психологическое восприятие информации. Кто-то легко понимает рекомендации, написанные методом от противного (в духе вредных советов Г. Остера ), а кому-то легче справиться с проблемой тогда, когда она сформулирована четко, ясно, без всяких эмоций.

Например, памятку, посвященную типичным ошибкам 3 части ЕГЭ, я написала в двух вариантах. На стенд предэкзаменационной подготовки вывешиваю обе.

 

 

Наши любимые ошибки, или

Если ты хочешь получить 2, то…

 

1)    Начни рецензию со слов: «В этом тексте автор…»

2)    Сформулируй одну проблему, прокомментируй другую, позицию автора обозначь по третьей…

3)    Аргументы приводи по разным проблемам

4)    Пропусти один из важных структурных компонентов рецензии.

5)    Ни в коем случае не соблюдай абзацы.

6)    Уйди от темы далеко-далеко…

7)    И, наконец, сопроводи свое высказывание пространными рассуждениями по поводу различных жизненных ситуаций.

 

Эту памятку можно сформулировать и в позитивном ключе.

 

 

7 «не» накануне ЕГЭ

 

 

 

1)Не пиши много. Объем, равный 150 словам, позволяет выразить самые глубокие мысли.

2) Не начинай сочинение со слов «В этом тексте автор…»

3) Не забывай об абзацном членении текста, это поможет тебе сохранить 1 балл.

4) Не пропусти один из важных компонентов рецензии.

5) Не уходи от темы. Твой богатый жизненный опыт – это прекрасно, но всегда ли он уместен в небольшом сочинении?

6)Не забудь о том, что в центре твоего внимания – одна проблема, поднятая автором.

7) Не волнуйся! 10 лет учебы в школе не прошли для тебя зря…

 

 

  Использование этих очень незамысловатых памяток позволяет нашим детям избежать тех огрехов, которые встречаются во многих работах.

А если, помимо использования памяток и систематической подготовительной работы на уроке, вы найдете в себе силы и время для проверки обучающих

сочинений в присутствии ученика, если вы озвучите и прокомментируете все его ошибки и недочеты, то, поверьте, качество последующих работ возрастет.

 

 

  Ну и, наконец, несколько практических советов молодым экспертам. Я очень хорошо помню себя во время первой проверки. Жарко, страшно, хочется успеть побольше, но над первой работой сидишь почти столько же, сколько опытный эксперт над целым протоколом. Пресловутый груз ответственности… Мои сомнения и терзания воплотились в…

 

 

Советы молодым экспертам

 

1)Не исправляйте ошибки. Просто фиксируйте их на полях.

2)Не будьте равнодушными, не становитесь «проверяльной машиной».

3)К каждой рецензии относитесь как к работе собственного ребенка. И в то же время…

4)Не позволяйте эмоциям подавить объективность критериев оценки.

5)Чувство ответственности  проявляется не только в количестве проверенных сочинений, но и в качестве вашей работы, поэтому

а) торопитесь медленно;

б) время от времени позволяйте себе маленькие жизненные радости, как-то: прогулка по коридору, звонок домой, стакан минералки и т.п. Не экономьте минуты на коротком отдыхе.

6)Ничего не бойтесь! Если вас прислали сюда, значит, вы не самый плохой учитель, поэтому все будет в порядке.

 


Успехов Вам, коллеги!

 

 

 

«В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, - энергия человеческого духа, - писал Федор Абрамов.- Высвободить ее, эту энергию,- задача уроков литературы». Воспитание настоящего читателя, заинтересованного и думающего, постижение магии творчества, его внутренних законов -  вот  что во все времена составляло цель преподавания литературы.

       Но вот уроки закончились. Что же дальше? Как не вспомнить слова Н.Заболоцкого: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». И тут на помощь приходит внеурочная работа по литературе. Ею, разумеется, не будешь заниматься ежедневно, но делать себе и ребятам маленькие «подарки» в виде литературного вечера, инсценировки полюбившегося произведения, поэтических «посиделок» и можно, и нужно.

       Не претендуя на полноту освещения всех форм и методов внеклассной работы по предмету, хочу поделиться теми из них, которые применяла в своей педагогической практике. И без теории тут не обойтись.

        Внеклассная работа по литературе расширяет кругозор учащихся, повышает их уровень, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус, прививает любовь к искусству. Школьников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, наклонности, проявить способности, а иногда и дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства. При умелой организации внеклассной работы у детей появляется желание реализовать свой творческий потенциал, потребность в «самовыражении», заинтересованность в конечном результате. Итогом является рост эстетической восприимчивости учащихся.

       При этом виде работы особенно важным является творческий союз учителя и ученика, причем ключевая роль принадлежит учителю, который в идеале должен выступать в роли «генератора идей», «кладезя знаний» и эталона вкуса.

       При организации внеурочной работы по литературе необходимо учитывать, что гармонизация и гуманитаризация школы возможна только путем активной пропаганды искусства, повышения его роли в процессе обучения школьников. Разные виды искусства тесно связаны между собой наглядным проявлением ассоциативно-образной связи языка художественной выразительности, который обогащает и развивает мышление учащихся. Возникла необходимость в слиянии искусств на занятиях по литературе, в их взаимодополнении для более глубокого художественного образования детей.

         Этими принципами я и руководствуюсь при проведении внеурочной работы по предмету. Правда, вспоминается высказывание почитаемого мною Е.Н. Ильина: «Приобщить школьника к высокой духовной культуре, конечно, весьма заманчиво. Чтобы,  как Надя Рушева, знал он греческую мифологию, Шекспира, Булгакова…Живопись и музыку. Скульптуру, архитектуру. Словом, многое, а для 17 лет – почти все. Но тогда по утрам пусть кто-нибудь зашнуровывает ему ботинки, потому что резкие утренние движения при такой загруженности головы чреваты бедой…»  Что сказать? В своей деятельности я не ставлю задачу всеохватного изучения искусства; ведь всякую идею можно довести до абсурда, в том числе и идею художественного образования школьников. Но использовать лучшие элементы накопленного человечеством культурного потенциала стараюсь и, при всем моем огромном уважении к Е.Н.Ильину, от работы с произведениями искусства откажусь вряд ли.

       Разумеется, не каждый вид внеклассной работы требует широкого привлечения шедевров русской и мировой культуры. Коллегам предлагается два сценария внеурочных мероприятий («Есенинские посиделки» и композиция «И скрылась от меня навек Богиня тихих песнопений», посвященная годовщине гибели А.С.Пушкина.) Нетрудно заметить, что в обоих сценариях присутствует слияние разных видов искусств, причем если в первом это в основном их интерпретация в исполнении самих учащихся (танец, песни, чтение стихов, инсценировки и т.п.), то во втором гораздо шире представлено мировое искусство (живопись, музыка, художественное чтение и т.п.)

       Но обо всем по порядку. Приближалась годовщина дня рождения С.А.Есенина. Очень хотелось отметить это событие с учениками пятых классов. Но каким образом? Просмотрев огромное количество сценариев, убедилась, что все они рассчитаны на старшеклассников. Даже фрагментарно использовать их было невозможно. Стало ясно, что праздник придется «сочинять» самим. Подключила детей, они с удовольствием откликнулись, тем более что о Есенине мы говорили много. Читали его стихи, а в кабинете литературы больше месяца висел стенд «Детство Сережи Есенина» (фотодокументы и репродукции картин русских художников). Рассказом о нем, мальчике Сереже из села Константинова, мы и решили ограничиться. Соответственно отбирали материал. Ребята искали и приносили в класс детские и юношеские стихи Есенина. Потом обнаружили, что поэт писал частушки, и предложили их инсценировать. Ученики музыкальной школы раздобыли ноты песен на слова Есенина, наши художники предоставили свои услуги по оформлению «посиделок» (к тому времени как-то само собой прижилось это название). Разумеется, все это можно было сделать самой, но уж очень привлекал ребят элемент творческого поиска. Они чувствовали себя первооткрывателями, и не хотелось лишать их такой радости. Событийная сторона сценария строилась на основе текста стихотворений. Каждое мы старались «сыграть» и в игре отразить все очарование есенинского стиха. Получилось, судя по отзывам гостей, неплохо.

        Был соблазн пригласить для постановки лучших чтецов из параллельного класса, чтобы, так сказать, усилить состав «труппы». Но мои ученики (а я являюсь их классным руководителем) были настолько оскорблены («Мы искали, подбирали, все уже готово, а тут…»), что с идеей этой пришлось расстаться. Да и как можно кого-то «отсеять», если даже рецепт «драчен» невесть где раздобыли. (Помните? «Пахнет рыхлыми драченами…») Родители потом помогли приготовить столь экзотическое блюдо, и в конце «посиделок» мы угощали гостей пухлыми пышками. В общем, участвовали все.

       Конечно, текст сценария «Есенинских посиделок» далеко не в полной мере отражает своеобразие мероприятия, ведь сценическое действие рассчитано прежде всего на зрительное восприятие литературного материала. Но, смею надеяться, наша работа поможет коллегам в подготовке праздника, посвященного любимому поэту.

     Второй сценарий, предлагаемый вниманию учителей, активно занимающихся внеклассной работой, отличается от первого и целями мероприятия, и отбором участников, и сценическим решением.

       Идея проведения дня памяти А.С.Пушкина витала в воздухе давно. Замысел состоял в том, чтобы рассказать о последних часах жизни поэта, органично вплести в ткань повествования его стихи и при этом создать иллюзию причастности к событиям, происходившим много лет назад. Для достижения цели выбрали в качестве исходной точки мероприятия день и час смерти поэта. Правда, здесь возникла вечная проблема: стоит ли подробно говорить о фактах биографии великого человека? И насколько это оправданно: травмировать детские души рассказом о столь трагичном событии? Подумала, посоветовалась с коллегами и решила: и стоит, и оправданно. Ведь Пушкин не музейный экспонат, а человек, и его человеческая драма заслуживает понимания и сострадания. Да и не такие они маленькие, наши участники и зрители (8-9кл.)

 Нужно сказать, что в решении обратиться к этим печальным событиям я была отнюдь не оригинальна, ведь коллектив Дома-музея А.С.Пушкина в Санкт- Петербурге (так называемая «Мойка, 12») ежегодно проводит подобные мероприятия (именно 10 февраля, именно накануне часа смерти поэта) и всегда приглашает на их школьников. В общем, сомнения мои были отброшены, и на свет появилась композиция «И скрылась от меня навек Богиня тихих песнопений…»

       Отбор участников, если сравнивать с подготовкой к «Есенинским посиделкам», строился на совершенно иных принципах. Из учащихся четырех своих классов я выбрала лучших из лучших. Мне кажется, при проведении подобных мероприятий важна не «всеохватность», важен тот эмоциональный накал, ради которого, собственно говоря, вся эта кутерьма затевалась. Ни одной неверной интонации, никакой «скороговорки»! Мы изо всех наших скромных сил пытались соблюсти главный врачебный принцип – «не навреди»! И, продолжая мысль,  не разрушь впечатление небрежным отношением к тексту, будь внимателен в выборе манеры и тональности исполнения!

       Отсюда вытекал и стиль оформления кабинета(мероприятие это камерное, по-моему, оно не годится для большого зала, поэтому и показывали мы его четыре раза – для четырех классов, хотя это было и нелегко для участников.) Здесь, конечно, невозможны пышные декорации в стиле есенинского вечера (пышные, разумеется, по масштабам школы). Оформление было скупым и строгим: доска, затянутая черным крепом, на ней портрет А.С.Пушкина работы Кипренского, рядом на подставке корзина цветов; на столике – маленький бюст поэта (ученица принесла, бабушка ее расчувствовалась и подарила нашему кабинету), старинная настольная лампа (наша семейная реликвия), гусиное перо и горящая свеча (она погаснет «в 2 часа 45 минут пополудни»). А на самом верху, над доской, слова В.Маяковского: «Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность».

       Материала для отбора было очень много: мемуарная литература, готовые сценарии, разного рода юбилейные сборники и т.п. Сценарии отмели сразу, казалось, в них не хватает эмоциональности (наверное, я представляла это несколько иначе, поэтому «чужие» разработки как-то не трогали, что ни в коей мере не свидетельствует об их низком уровне).

       Остановились на мемуарах, стихах. А связать все это воедино попытались собственными вставками. «Синтез искусств» был представлен классической музыкой, художественным чтением, стендами «А.С.Пушкин в изобразительном искусстве», «Последний год жизни А.С.Пушкина», выставкой детских иллюстраций к произведениям поэта.

        Что получилось? Зрители были единодушны: «Мурашки по коже…»  За годы моей педагогической деятельности я слышала много разных оценок своей работы: иногда меня ругали, иногда хвалили…Но никогда не было похвалы дороже этих «мурашек».

       Разумеется, в этой работе невозможно охватить все разновидности внеурочных мероприятий. За пределами моего внимания осталась работа литературного кружка, не рассказала я о заочных экскурсиях, о поэтическом творчестве учащихся (кстати, для финала «Есенинских посиделок» стихи сочиняли сами. До Есенина, конечно, далеко, но все же…) Да мало ли, о чем еще можно было рассказать! Но если мой скромный опыт поможет кому-нибудь  в его поисках, значит, не зря работала.

        

 

 

 

Hosted by uCoz