Отдел управления Тимашевского района

Краснодарского края

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

 

 

 

 

 

Тема «Интерактивная доска как средство

повышения качества образования»

 

 

 

 

 

 

 Автор опыта : Козляковская Лидия Сергеевна,

учитель математики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Содержание:

 

  1. Информация об опыте …………… 3
  2. Технология опыта………………… 4
  3. Результативность опыта………… 13
  4. Библиографический список….... ..14
  5. Рецензия на опыт работы……….. 15
  6. Приложение к опыту……………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

1.Актуальность проблемы:

             Двадцать первый век – век космических скоростей, век всемирной паутины Интернет, когда даже дошкольники  легко играют в компьютерные игры – учитель, как никто другой должен уметь владеть новыми педагогическими технологиями. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, так как школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий. Поэтому когда ребенок смотрит на стандартную доску, она для него настолько обыденна, что ничего интересного он от нее не ожидает. Сегодня школа вынуждена искать новые методики и формы подачи информации, обработки и усвоения материала. Конечно, интерес к стандартным урокам у современных детей падает с каждым годом. Но когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, которая отвечает на определенные детские импульсы, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения и на материал. Это очень стимулирует детей, причем независимо от их возраста. На традиционной доске написанный текст теряется навсегда, что дополнительно ограничивает возможности учителя, а интерактивная доска дает возможность записать текущее изображение даже с учетом надписей, выполненных поверх слайда, и затем вернуться практически в любое место изучения материала.         

            Для реализации одного из приоритетных направлений модернизации образования - повышения качества обучения учащихся школ, при котором уровень образования российских учащихся был бы  не ниже мирового уровня, в школах России внедряются современные методы  использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. В последние годы в школах Краснодарского края, а также в нашей МОУ СОШ № 2  стали устанавливать интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и планшетами. Внедрение интерактивного обучения в классах не только предоставило учителям новые технические возможности организации уроков, но также показало необходимость изменений в учебных методиках и выявило ряд качественных изменений социального характера в устоявшейся экосистеме образования — от повышения успеваемости “трудных” учеников до полного неприятия новшеств некоторыми педагогами старшего поколения.  

            В нашей школе всегда есть учителя, которые систематически осваивают новую компьютерную технику. Сначала были организованы курсы для учителей по приобретению навыков работы с компьютерами, а дальше – само время стало нас заставлять не отставать от прогресса. И теперь в нашей школе  большинство учителей умеют работать на компьютере, а я всегда стремлюсь познать еще  и еще новое. Сначала я лучше всех научилась создавать презентации по программе Рower Point, затем запись и монтаж файлов мультимедиа по программе Windows Movie Maker, а дальше я стала одной из первых работать на интерактивной доске.

            Мой личный опыт применения интерактивной доски, интерактивного планшета пока невелик, но широкий спектр дидактический возможностей, которые могут быть реализованы в образовательном процессе с помощью интерактивных технических средств, позволяет  мне расширить  огромные возможности каждого урока математики. Доступность современных технических средств позволил мне активно применять современные технологии на каждом уроке и во внеурочной работе с учащимися. Так на  примере своего учебного предмета математики  с использованием материалов уже проведенных уроков я демонстрирую преимущества сочетания традиционных технологий обучения с инновационными, а также  совершенствую методы и приемы обучения  детей.

 

Я как учитель, свободно владеющий компьютером, высоко оцениваю возможности новой доски.

            Во-первых, установка интерактивной доски позволила поместить проектор под потолок, а доска устанавливается на уровне глаз для учащихся, таким образом, технические средства удобно расположены, ноутбук занимает мало места на столе, а вся информация находится в ноутбуке.

            Во-вторых, учитель управляет доской с помощью маркера, мыши, пульта, что позволяет учителю быть всегда лицом к учащимся; смотреть в глаза ребятам, определять степень усвоения материала.

            В-третьих, интерактивную доску можно применять в качестве обычной доски, как  большой экран, что особенно важно в наше время. «Математика» 5-6 класса - это красочные учебники и рабочие тетради, «Алгебра» 7-11 класса – строгие учебники с мелкими рисунками и черно- белыми рисунками. Лучше по оформлению учебники «Геометрия 7-9» и «Геометрия 10-11». При помощи экрана я демонстрирую портреты ученых, модели геометрических фигур, справочную информацию.

Какие формы работы, мы с учащимися освоили за это время?

 

 2.Технология опыта.

Формы  и методы работы на интерактивной доске.

 

            Интерактивная доска служит  как средство для создания новых конспектов, которые можно сохранить, изменить, поменять страницы, просмотреть, распечатать, послать по электронной почте и это только небольшая часть айсберга, что можно делать с конспектом. Единственное, что мне трудно - красиво написать на  интерактивной доске, как мелом, но это думаю, дело времени.

При объяснении нового материала я вместе с учащимися составляю алгоритмы решения задач и уравнений. При  закреплении материала я предлагаю ребятам, вернутся к алгоритму, еще раз закрепить и решить новые задания. В чем же отличие обычной презентации от конспекта? Составляя цепочки рассуждений, ребята видят, как на их глазах выводятся формулы, которые можно выделить разными цветами, доказываются теоремы, у которых можно изменить формулировку, дополнить примечаниями и дополнительной информацией. Можно записать преобразование с ошибками и с учащимися его исправить, сделать ссылки на применение правил и формул. Затем конспект я сохраняю в папке компьютера  и могу его открыть по мере необходимости: при повторении темы или отработке навыков усвоения материала учащимися класса.

            Например, при решении дробно-рациональных уравнений по алгебре в 8 классе составление алгоритма позволяет отработать навыки решения  как дробно-рациональных уравнений, так и задач с использованием дробно-рациональных уравнений. После этого учащиеся получают задания на поиск новых видов дробно-рациональных уравнений, которые надо решить и оформить способы решения. Учитывая, что у многих школьников есть компьютеры, они находят задания на сайтах, которые мы решаем на уроке по теме: «Урок решения нестандартных задач».

            В 5 классе я даю учащимся творческое задание на неделю. Ребята рисуют творческие задачи на альбомных листах, придумывают условие задачи и способы её решения, а затем  мы все задачи сканируем и составляем банк задач, которые решаем на уроках «Урок решения творческих задач». В этом учебном году учащиеся пятых классов составили задачи по теме «Решение задач с помощью уравнений», «Обыкновенные дроби», «Математические кроссворды», «Задачи-сказки». Учащиеся 5-х классов сканировали, создавали папку с рисунками задач, с приложением решений задач.

            Учащиеся 8 классов создали серии рисунков по теме «Осевая симметрия, центральная симметрия, подобие фигур».

Для активизации знаний, выработки прочных вычислительных навыков я провожу устный счет и устные упражнения, необходимые для изучения нового материала. Эти упражнения я набираю дома на компьютере, сканирую из учебных пособий, а в классе сохраняю их в ноутбуке. Во время урока я открываю файл, на котором мы можем делать пометки, исправления, решения, при этом увеличивается плотность урока, учитель свободно движется по классу и  узнает ответы учащихся, которые можно сообщить на ушко, или показать на черновике. С помощью программы Power Point я готовлю яркие, красочные задания. Для повышения интереса учащихся к уроку математики я «приглашаю на урок» сказочных персонажей: Мальвину, Буратино, умного Ворона, ученого Кота и других героев.

Удобно проводить диагностику: какие задания решают большинство класса, на какие задачи следует обратить внимания, к каким упражнениям следует вернуться на следующем уроке. Цель устных упражнений не только подготовить ребят к восприятию нового материала, но и создать прочную базу знаний основных понятий и алгоритмов решения. Устный счет с использованием интерактивной доски повышает вычислительные навыки, здесь же учащимся предлагаю задачи на  развитие смекалки, выявляю  творческих способных ребят, мыслящих нестандартно. Этой группе ребят я на уроке даю задания повышенного уровня.

            При объяснении нового материала я открываю страницу с рисунком и с  помощью штампа добавляю рисунки. Следует отметить, что страниц на доске много, поэтому мы открываем режим доски и решаем задания.

Для пополнения копилки устных упражнений, на элективных курсах «Компьютерная презентация» я  сначала обучаю ребят основам создания презентаций, а затем  мы совместно   разрабатываем серии устных упражнений для учащихся 5 -  8 классов.

При изучении темы «Квадратные корни» по алгебре в 8 классе  я составляла упражнения на устный счет, в которые ежедневно добавляла новые примеры. По результатам проведения самостоятельных и контрольных работ важно отметить, что большинство учащихся  усвоили способы извлечения квадратных корней. Теперь при решении квадратных уравнений учащиеся довольно свободно  находят  квадратные корни, а в перспективе думаю создать с учащимися проект по способам нахождения корней квадратного уравнения. На  интерактивной доске я показываю разные способы решения одного квадратного уравнения, что также способствует развитию мышления, умений и навыков решения уравнений.

            Новая интерактивная доска была установлена, когда учащиеся 11 классов изучали тему  «Производная». В устный счет одинадцатиклассников я включила отработку и усвоение формул производной, правил нахождения производной, знание её геометрического и физического смысла. На каждом уроке я провожу повторение ранее изученных формул производной и постепенно ввожу новые формулы, и как закрепление, с учащимися  решаем серии устных примеров. Анализ диагностических работ показал, что учащиеся 11-х классов прочно усвоили формулы и свободно вычисляют как производную, так и значение функции в заданной точке.

            С 7 класса в школьном курсе математики начинается изучение функции. Ребята строили графики функций, читали свойства графиков функции. Однако, при проведении диагностических контрольных работ обнаружилось, что учащиеся 10-11 классов недостаточно усвоили темы: «Элементарные графики функций», «Чтение свойств графика по рисунку».

С использованием интерактивной доски я в устном счете демонстрирую график функции, при помощи маркера на графике отмечаю область определения, множество значений функции, точки максимума и минимума, точки пересечения с осями координат.

Для контроля в течение 10 минут ребятам предлагаю от 5 до 7 графиков с четырьмя ответами. Формы проверки различны: на ¼ листочка ребята выписывают семь цифр,

например, правильный ответ составляет шифр 1242343.Достаточно проверить комбинацию цифр и определить вероятность правильных ответов учащихся.

На следующем уроке на 10 минут даю 5 заданий КИМ, среди которых два задания с графиками. Снова контроль. Для усложнения работы закрываю предложенные ответы КИМ шторкой, а затем, при осуществлении проверки открываю шторку.

На уроках провожу диагностику усвоения отдельных тем курса. Например, составляю серию заданий, которые надо решить устно:

·         преобразование иррациональных выражений;

·          решение простейших тригонометрических уравнений;

·          нахождение производной функции;

·         решение логарифмических неравенств;

·          решение неравенств с помощью графика.

            Я спрашиваю, кто считает, что на первый вопрос верный ответ 1,2,3,4.

На доске пишу №1 : 1-5; 2-7; 3-2 ; 4-1. Если верный ответ 2, то обращаю внимание на допущенные ошибки ребят выбравших ответ 1, 3 или 4.

 Если верный ответ 3 или 4 , то благодарю этих ребят за верное решение и говорю всем учащимся о том, что и один в поле воин. Не надо бояться отстаивать свое решение и верный ответ. Когда на доске составлена вся таблица ответов, учащийся класса  переносит данные в программу Excel,где на диаграмме определяем: какие задания учащиеся умеют решать, а над какими следует еще поработать.

 Имея набор тренировочных упражнений, собранных мною за два последних года, я очень быстро на компьютере составляю серии упражнений. А если я ставлю целью проверку качества знаний учащихся, то ответы закрываю шторкой интерактивной доски или на файле удаляю ответы.

            Старшеклассникам часто приходится решать домашние задания не только базового, но и повышенного уровня. В таких случаях проверку домашнего задания   я заготавливаю дома на файле или поручаю создать файл учащимся. В ходе проверки домашнего задания на уроке, учащиеся видят образец решения, которое  можно просмотреть, обсудить, при необходимости исправить, сохранить, распечатать и дать всем желающим ребятам. К таким заданиям следует отнести задания комбинированного типа:

 кроме того , существуют и другие формы работы с интерактивной доской:

 

 

 

Проектная деятельность на уроках математики.

 

            В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования , особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний.

Большие возможности в этом плане открывает исследовательская или проектная деятельность учащихся. Условия применения метода проектов предполагают его использование как компонента системы образования наряду со сложившейся классно-урочной системой.

По характеру доминирующей деятельности проекты бывают:

творческими (предполагают свободную форму работы над проектом; вариативность представления результатов);

ролевыми (участники берут на себя те или иные роли, обусловленные содержанием проекта);

игровыми ( участники придерживаются определенной линии поведения в игровой ситуации);

сценарными.

            Особенно интересно использовать материалы Интернет при работе над проектом, когда задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы сети. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, музеи, на различные информационные и образовательные серверы.

Проектная деятельность способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. Дети учатся письменно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, пополняют свой словарный запас, совершенствуют свои знания в математике. Все чаще, работая над проектом, учащиеся выбирают в качестве конечного продукта компьютерную презентацию. Самой популярной  и наиболее простой в изучении и использовании является программа Microsoft Power Point, поставляемая в пакете программ Microsoft Office. Хотелось бы немного поделиться опытом подобной групповой работы  учащихся на уроках .

            Первым шагом в работе над проектом по какой-то определённой выбранной теме является  накопление учащимися соответствующего текстового и иллюстративного материала. Помощь учителя в данном случае имеет лишь консультативный характер. Затем необходимо познакомить ребят (особенно, если это впервые) с процессом создания презентации, который отражает постепенное выполнение отдельных технологических этапов и приёмов их работы в мини-группах.

При формировании групп важно учитывать как психологическую совместимость учащихся, так и уровень подготовки каждого участника. Дети самостоятельно распределяют роли каждого и приступают к работе.

            Наиболее продуктивно, если группа состоит из 4-х человек, тогда каждый выполняет свою часть проекта, хотя, конечно возможны и варианты, в зависимости от ситуации. В ходе сотрудничества у участников проекта формируются умения и навыки в работе с программой Power Point и текстовым редактором Microsoft Word, в использовании основных операций над объектами: вырезание, копирование, перемещение и удаление текста, а также создание, добавление слайдов в презентацию, изменение последовательности слайдов, выбор фона слайда, добавление текста и рисунка, создание и настройка гиперссылок.

            Лучше проводить сдвоенный урок, чтобы была возможность организовать защиту выполненного проекта и обсудить положительные моменты работы и возникшие затруднения, которые встретились в ходе проектной деятельности. В работе над проектом учитывается принцип индивидуальной ответственности каждого, формируется информационная и коммуникативная компетенция обучающихся, компетенция самосовершенствования, создаются равные возможности для достижения успеха. Содержание работы в группах

 Один из учащихся, а это, как правило, сильный ученик, умеющий быстро понять содержание текстовых материалов, имеющихся в наличии у группы, предлагает свои

 

варианты логического построения текста, выбирает самое главное и интересное, раскрывающее,

           

            на его взгляд, тему проекта. Данная работа осуществляется им в текстовом редакторе Microsoft Word.

В это время второй учащийся в среде Power Point создает слайды и заполняет их картинками, размещенными в файле “Картинки к презентации”. Для чего он использует ключевые моменты из текстовых материалов, которые уже «обработал» первый ученик.

Третий ученик работает с готовыми слайдами. Ему необходимо сравнить полученный текст, который может быть передан ему первым учащимся, и представленные слайды и с помощью гиперссылок упорядочить их. Он копирует части текста и размещает их на соответствующих слайдах. 

Четвертый участник проекта (как правило, это более слабый ученик) в это же время находит незнакомые слова в тексте, выписывает их на лист, указывая фрагменты, где находится слово.

И последний этап работы в группах – представление презентации, которую может сделать более подготовленный ученик.

            Как видим, здесь представлен один из возможных вариантов деятельности учащихся в группе. Можно считать его первым (обучающим) этапом работы по созданию проекта.

Вторым этапом  может быть индивидуальная работа учащихся для того, чтобы каждый ученик смог пройти все этапы создания презентации. Критерии оценки презентаций были предварительно разработаны совместно с ребятами. У нас получилась десятибальная шкала, учитывающая степень выполнения задания – логично ли составлен текст, качественно ли оформлены слайды и т.д. В итоге очень хорошо анализировать, что получилось, а что нет.

 Участвуя в работе районных олимпиад по математике, я обнаружила, что многие ребята знают теорию, но не всегда ее применяют при решении практических и прикладных задач. В пятом классе при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» я ставлю целью научиться делать модель прямоугольного параллелепипеда и куба, знать все элементы многогранников, решать прикладные задачи.

например: На покраску кубика с ребром 2 см ушло 2 грамма краски. Сколько грамм краски уйдет на кубик со стороной 6 см. Ответ: 18 грамм.

При изучении геометрии в 8 классе я выделила ведущие темы «Подобие фигур и  его применение на практике», «Некоторые доказательства теоремы Пифагора». Над проектами работают две группы учащихся, по мере накопления материала создаются основные темы проектов.

В 10 классе по геометрии ведущей стала тема «Многогранники», а в 11 классе «Тела вращения». Так учащиеся 10-х классов подготовили доклады по темам: «Начала»  Евклида и теория многогранников; Жизнь и творчество Эйлера; Загадки пирамид; Кристаллы - природные многогранники. Создали презентации: Построение сечений многогранников; Многогранники в задачах (олимпиадные, КИМ ЕГЭ, вступительные задачи ВУЗов). Кроме того, группа учащихся подготовила принципы построения разверток и моделей многогранников, организовали выставку звездчатых многогранников.

Как показывает опыт, деятельностный подход  и метод проектов, применяемые в обучении, помогают решать задачи современной школы.

 

 

Электронные пособия.

 

В соответствии с государственной программой информатизации образования школа оснащена компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением к сети Интернет. Это позволило создать базу дидактических пособий, как  для уроков математики,  так и для интегрированных уроков. Использование единой локальной сети позволяет учителям нашей школы пользоваться созданной базой материалов для уроков.

В течение последних лет школа оснащается  большим набором учебно-методических комплексов для школьников. В своей работе я использую комплексы  «Математика 5-6», «Алгебра 7-9», «Математика 5-11», «Геометрия 8», «Готовимся к ЕГЭ», «Геометрия 7,8,9,10,11» Кирилла и Мефодия и  др.Не все электронные учебники работают в новой программе компьютерного обеспечения, поэтому приходится выбирать.

Удачны по программе электронные учебники Кирилла и Мефодия. Красочный, иллюстрированный материал лучше усваивается, а сам  урок становится разнообразнее и насыщеннее.

В последнее время особый интерес вызывают авторские электронные дидактические материалы, разрабатываемые учителями школы, уникальные по технической сложности и практической значимости работы школьников.

На уроке в 11 классе при изучении темы «Первообразная» с помощью диска я  с учащимися повторила всю теорию темы, рассмотрела графики первообразной. Повторили все темы, предложенные  ДМ.

Хорошее методическое  оснащение ресурса позволяет найти область применения теории.

В интерактивной доске есть функция : «Галерея». Наличие ресурса по математике состоит из различных шаблонов и изображений.

Например, при решении тригонометрических уравнений(sinХ=1/2)  или   неравенств [ cos Х <0], берем шаблоны [sin],[Х],[=],[1/2] и перетаскиваем их на поле интерактивной доски. А дальше маркером пишем решение уравнения.

Для уроков геометрии существует набор плоских и пространственных фигур. Достаточно в галереи найти нужную заготовку и перетащить на страницу доски. Не секрет, что успех решения геометрических задач зависит от удачного чертежа или рисунка, а если на уроке есть шаблоны, то можно в несколько раз увеличить динамичность, насыщенность, а значит и результативность уроков.


Эффективность проведенного урока проверяется сразу. Как только я даю материал, то сразу его контролирую, закрепляю и сразу провожу контрольную работу. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать к интерактивной доске. Этот стимул важен и для ученика, и для учителя. Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью,


причина которой — в незаинтересованности ученика традиционным уроком. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь внимание ученика и работать на этом внимании.

Методическая работа.

 

            В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого

ее освоения и применения достижений науки и передового опыта. Поэтому, я как руководитель методического объединения математики, физики и информатики в текущем году поставила проблему: «Применение новых педагогических технологий для

 

совершенствования качества образования и повышения уровня профессиональной значимости учителя через систему самообразования».

 

 

            В нашей школе большинство кабинетов оснащены компьютерами, но об интерактивной доске я только слышала по телевидению и читала в прессе. Возвращались с курсов повышения наши учителя и восторженно говорили о новой доске. Только в прошлом учебном году мы наконец-то увидели интерактивную доску на районном методическом объединении. А когда такую доску поставили у нас в школе, я первая начала проводить уроки с использованием интерактивной доски. Я заметила, как по-другому стали относиться к урокам мои выпускники, повысился интерес к урокам, увеличилось количество решаемых задач, возросла плотность урока, активность ребят . Конечно, стало больше времени уходить на подготовку к урокам, но стало интересно и мне и учащимся. А когда качество диагностических контрольных работ стало повышаться, то желание работать лучше и совершеннее просто меня подстегивало.

                        Поработав  с использованием интерактивной доски месяц, я провела расширенное заседание МО, где всем учителям показала преимущества нового уровня преподавания. Теперь у нас в школе шесть интерактивных досок. Мы советуемся по работе, находим общие методы, разрабатываем интегрированные уроки, создаем банк презентаций к урокам и внеклассной работе. Ко мне на уроки приходят коллеги, ветераны педагогического труда, выпускники школы. На встрече с выпускниками 1968 года выпуска я показала возможности интерактивной доски.

            А я стремлюсь привлечь к работе на интерактивной доске молодых специалистов, практикантов  и учителей-предметников.

 

Творчество учащихся.

 

            Учащиеся школы видят стремления учителей быть современными, творческими. Да мы и не можем жить иначе. Поэтому ребята после уроков задают волнующие их вопросы, решают сложные задания, а еще подсказывают, как усовершенствовать работу с применением интерактивной доски, приносят новые электронные пособия по математике, которые приобрели самостоятельно. В последнее время многие  учащиеся стали:

      На переменах все больше ребят стали интересоваться математикой, в моем кабинете идут серьезные разговоры о способах решения задач, подготовке к ЕГЭ, о программах подготовительных курсов в ВУЗах, о создании презентаций, о новых сайтах и конкурсах по математике. Появились ребята, которые участвуют в Интернет – конкурсах. Заметно оживилась работа по созданию творческих задач.       

 

При изучении площадей фигур на плоскости восьмиклассники приносили готовые конспекты уроков, новые доказательства теорем о площадях фигур, а по теореме

Пифагора – презентации. В классе нашел свое место стенд «Подумай-ка», где мы размещаем информацию о математических задачах, конкурсах. В последнее время увеличилось количество ребят, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах

« Кенгуру», « Кенгуру выпускникам».

Следующим этапом в своей работе с учащимися я планирую проведение Интернет-уроков.

 

Здоровьесберегающие технологии.

 

 Интерактивная доска – это новое информационное технологическое приложение. Я думаю, она   не обязана работать весь урок. Например, на уроке решения задач я поступаю следующим образом:

      Уходя с урока, каждый учащийся знает, на какую оценку он сегодня поработал.

На уроке я  провожу физминутки как подвижные, так и спокойные, с помощью компьютера для отдыха глаз, осанки, плеч, рук. Включаю спокойную музыку, учащиеся закрывают глаза и в течение минуты слушают музыку.

 

Внеклассная работа.

 

На занятиях математического кружка «Математическая мозаика» для учащихся 5-х классов мы решаем на интерактивной доске творческие задачи, рисуем их на странице  с рисунком  и придумываем новые. Вот раскинулась сказочная поляна, по ней идет ежик и несет яблоки. А дальше ребята продолжают сказочный сюжет и придумывают задачу. Кроме того, я вожу ребят в кабинет информатики, где учу выходить в Интернет и искать интересный материал по математике. Я показала пятиклассникам основы создания презентаций по программе Рower Point , теперь мы создаем презентацию «Задачи для любознательных».

А потом на большом экране интерактивной доски просматриваем лучшие слайды и учимся делать новые.     

      В методической копилке МО математики разработаны сценарии, по ним проведены мероприятия с использованием презентаций «Звездный час», « И откроется остров сокровищ», «Путешествие на гору Эверест», «Математическое кафе», «Что? Где? Когда?», «КВН» для учащихся 5-11 классов. Кроме использования интерактивной доски и других технических средств я приглашаю на мероприятие сказочных, литературных героев и героев современных фильмов. Вот на доске взошло солнце, и в

класс вошла девочка «Солнце»; на острове Сокровищ – пираты, в класс вбегает Джек-

воробей. Теперь мероприятие стало шоу-программой с умными вопросами и задачами.  От  ребят  требуется  проявления смекалки, логического мышления, хороших знаний

по  математике и конечно, юмора и полета мысли. Все мероприятия мы фотографируем и снимаем на видеоролик. А потом на доске с помощью слайдшоу просматриваем фотографии мероприятий. Использование интерактивной доски при проведении внеклассных мероприятий приобретает все более важную роль. С использованием  презентаций математические мероприятия стали яркими, красочными, музыкальными, волшебными, а использование  всевозможных анимаций просто околдовало участников и зрителей. В этом учебном году мы провели интеллектуальный марафон по математике среди всех учащихся 5-7 классов. В марафоне приняли участие 213 учащихся.

 

            Анализ проведения интеллектуального марафона среди учащихся 5 -7 классов показал, что наиболее популярными математическими задачами были задачи на расшифрование слов, анаграмм, вставление пропущенных чисел, нахождение среди предложенных чисел наименьшего, решение уравнений,  логических задач, исследование при помощи алфавита место расположения буквы. С такими задачами справились 70-86% учащихся. Наибольшую трудность вызвали задачи на смекалку, нестандартное мышление, разгадывание ребусов  и нахождение площади квадрата по его периметру. Такие задачи решили от 5 до 21 % учащихся.

 

Контроль.

 

            В течение нескольких лет в нашей школе учителя математики проверяют знание таблицы умножения учащимися 5-7 классов. Статистика показывает, что контроль за знанием таблицы умножения повысил уровень вычислительных навыков учащихся. Знание таблицы умножения мы проверяем на компьютерах с использованием электронного пособия « Математика 5-11» на тренажере устного счета, а результаты обрабатываем на компьютере и показываем на интерактивной доске. Теперь не надо всем ребятам стоять у одного компьютера, все демонстрируется на большом экране.

            Для учащихся 11 классов разработано много электронных учебников. Для изучения нового материала, закрепления и  повторения использую новое электронное пособие, созданное институтом новых технологий. Все определения лаконичны, хорошо иллюстрированы, графики красочны. По ним можно рисовать маркерами и их преобразовывать. Задачи, предложенные в пособии, имеют базовый и повышенный уровень. Систематизация знаний учащихся по темам способствует повышению качества знаний учащихся.

            Использование КИМ для выпускников на подготовительных курсах «Математика для поступающих в ВУЗы» позволяет демонстрировать на интерактивной доске  средний  и высокий уровень сложности заданий.

Кроме того, выпускники школы работают по программе подготовки к ЕГЭ на тренажерах, как на компьютере, так и в Интернете. Результат тестирования получают сразу.

С применением интерактивной доски у учащихся пятых классов повысился базовый уровень знаний, увеличилось качество знаний проведенных контрольных работ. Учащиеся 8-х классов третий год учатся математике, сначала  на персональных компьютерах, теперь

с использованием интерактивной доски.

 

Классное руководство.

 

Для современного классного руководителя иметь интерактивную доску просто необходимо. Проведение классных часов с использованием видеофильмов , видеороликов,

всевозможных презентаций и слайдшоу, проведение анкетирований и психологический тестов, просветительная работа с родителями и проведение праздников- и все это не

 

выходя из классного кабинета. В этом учебном году наша школа отметила свое 110-летие, я приготовила презентацию о истории школы и учителях, об интересных событиях,

прошедших за 11о лет, провела викторину по знанию истории школы. А потом мы с ребятами совершили путешествия в бухту Инал, аквапарк г. Краснодара, трехдневный поход на плато Лаго - наки. В начале каждого собрания я родителям показываю слайдшоу о путешествиях.

 

 

Провожу сравнительный анализ результатов успеваемости учащихся в 4 классе, в 1 и 2 четверти года. Провожу исследование по каждому учащемуся, классу в целом, параллели пятых классов. Мои родители понимают важную роль классного руководителя, как создателя дружного коллектива, хорошего психолога, как связующее звено между учениками, учителями и родителями.

Так при проведении праздника для мам « Моя милая мама - как тебя я люблю…» мы разработали новые технологии :

 

Видеоролики в программе Windows Mover Maker научили меня делать пятиклассники, а я, показала учащимся широкий спектр возможностей этой программы. Теперь они создают видеоролики по темам.

А я провожу тематические классные часы « Знай правила дорожного движения – как таблицу умножения», видеопрогулки по Краснодару, провожу викторины «Знай и люби свой родной край», диспуты « Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей…», «Познай себя», мы рисуем на интерактивной доске и поем  под караоке, мы сочиняем необычные сказки и песни. Мы хотим быть добрыми, веселыми, умными и дружными.

Мы хотим много знать и знания применять на практике. А вообще пришло время добывать знания:                           « Орешек знаний тверд,  но все же

мы не привыкли отступать,

нам расколоть его поможет

программа «Я хочу всё знать!»

            Итак, что же изменилось в школе  с внедрением интерактивной доски и ИКТ в процессе обучения математики? Прежде всего, необходимо отметить положительную

 

мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых

условиях. Им это нравится. Интерактивная доска  реально помогает повысить интерес к изучению нового материала. В перспективе мне бы хотелось видеть в нашей школе еще

один компьютерный класс-лабораторию с подключением Интернета, который можно было бы использовать в обучении в зависимости от целей и задач урока.

Я убедилась, что современные формы и приемы работы повышают мотивацию учащихся, способствуют заинтересованности учеников в изучаемом материале. Я создаю на уроке проблемную ситуацию и ориентирую класс на успешность;  стремлюсь разнообразить методы контроля, наглядности; использую  в работе игровые технологии, учитывая возрастные особенности учащихся.

Интерактивная  доска – не роскошь, а средство современного обучения школьников!

 

3.Результативность опыта.

 

            Используя интерактивную доску  на своих уроках, я отмечаю общекультурное развитие учащихся, совершенствование ими навыков владения компьютером, повышение самооценки (как у детей, так и собственной – «иду в ногу со временем!») Те ученики, которые систематически работают с интерактивной доской, компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повысили свое качество знаний. Это ученики 5а, 8а, 11б классов. Среди моих учеников нет неуспевающих, а средний процент качества за прошлый учебный год составил 53 %.

По результатам ЕГЭ 2007 года одинадцатиклассники усвоили программный материал, 10 учащихся написали работу на 4и 5. Из 23 учащихся четверо не справились с ЕГЭ. Большинство выпускников  поступили в ВУЗы, в институтах экзамены по математике сдали на «хорошо» и «отлично».

Учащиеся 5-х классов по математике  успешно овладевают текущим материалом. По итогам проверочных, срезовых и контрольных работ - процент качества знаний составляет 60%.

Учащиеся 8а класса по итогам контрольных работ по алгебре имеют процент качества 68%, по геометрии -70%. Анализ успеваемости учащихся 8-х классов показал, что в течение трех лет количество хорошистов и отличников сохранилось.

Учащиеся 11 «Б» класса пишут  краевые диагностические контрольные работы. Процент успеваемости 65-77%. Качество знаний 44%.

Победители 5-7 классов участвовали в районной олимпиаде по математике. Ученик 5 «А» класса Еременко Валерий занял 2 место в районной олимпиаде по математике.          

 

 

 

     

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Библиографический список:

  1. Китаева М.В. Успешный учитель - успешный ученик: Практическое пособие для педагогов./М.В.Китаева.–Ростов н/Д: Феникс,2003.-224с.-(Серия «Учение с увлечением»).
  2. Денищева Л.О., Краснянская Профильный экзамен по математике./Оценка качества образования. Научно-методический журнал 1.07. «Школьная пресса», « ОКО. Оценка качества образования, 2007.-78с.
  3. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика Педагогика поддержки: тактика взаимодействия /Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика»,  №5(11) 2007-32с.
  4. Ларионова О.Г., Харина Н.П. Организация проектной деятельности учащихся при изучении геометрии: Научно-теоретический и методический журнал Математика в школе./Издательство ООО «Школьная пресса»№8 ,2007.-9с.
  5. Лизинский В.М. О методической работе в школе./В.М.Лизинский.-М.:Пед.поиск,2001.-160с.
  6. Семенко Е.А. О построении системы управления качеством математического образования в Краснодарском крае, Учебно-методическая газета, №1 ,2007/Издательский дом «Первое сентября».-3 с.
  7. Быстрый старт: Установка, эксплуатация. Интерактивная доска.
Hosted by uCoz