Тема «Антинаркотическое воспитание школьников».

Одним из новых направлений воспитательной работы с подрастающим поколением (наряду с экономическим, экологическим, гражданским, этическим ) является антинаркотическое воспитание.

Антинаркотическое воспитание- создание для формирования позитивной «Я» - концепции, привитие навыков здорового образа жизни, обогащение и активизация знаний о вреде токсических веществ.

Целями антинаркотического воспитания являются развитие у детей и подростков сознательной личной компетентности, выработка навыков самозащиты, антинаркотических установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового образа жизни.

Для достижения указанных целей необходимы системный,  личный, деятельный подходы ,а для ликвидации наркомании важны общая атмосфера в обществе, отсутствие возможности добывать наркотики, замещение искаженных потребностей социально-положительными интересами, устранение психологических предпосылок возникновения наркомании, строжайший контроль за распространением наркотиков.

Проблема, с которой столкнулось современное общество («Как уберечь от наркотиков подрастающее поколение?»), достаточно остра.

А сегодня молодые люди сталкиваются с массой проблем, одна из которых - как утвердить себя в этом непростом мире. Самоутверждение происходит у разных подростков по-разному.

Некоторые юноши и девушки усиленно занимаются школьными науками, добиваются уважения и признания своими успехами в учебе. Другие активны в спорте и там достигают хороших результатов. А третьи уходят из – под  влияния взрослых, потому что не всегда способны правильно воспринимать  их требования, ищут понимания среди сверстников и порой попадают под влияние компании. И, наконец, подростки, которые отвергнуты семьей. И в связи с этим они отрицают любые ее требования и протестуют против всех взрослых. Этот протест, а также желание обратить на себя внимание нередко приводят к возникновению вредных привычек у детей: курению, употреблению алкогольных напитков и, самое страшное, приобщению к наркотикам и дальнейшей зависимости от них.

Задача школы - помочь подросткам в самоутверждении. Я, как классный руководитель, работая с этим классным коллективом уже пятый год, считаю главной своей задачей пропаганду здорового образа жизни. С самого начала работы составила программу, которая включает в себя:

1)      профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании среди учащихся;

2)      работу с детьми «группы риска», имеющими склонность к проявлению социальных патологий;

3)      просвещенческую  работу с родителями.

Профилактическую работу с учащимися осуществляю в двух основных направлениях:

1)   просвещение учащихся, расширение и углубление их знаний о вреде и пагубном влиянии вредных привычек;

2)   вовлечение детей в активные формы работы.

В течение нескольких лет использую различные формы просвещения учащихся, отвечающие их возрастным особенностям: классные часы, индивидуальные и групповые беседы, выступление представителей школьной медико-психологической службы по следующей тематике:

·      Вредные привычки: табакокурение, алкоголизм и наркомания и их разрушительное воздействие на здоровье человека.

·      Абсент. Абстинентный синдром. Болезнь или привычка?

·      Разные дороги в бездну.

·      Наркотикам – нет! Спорту – да!

·      Выбери жизнь!

Разговор на классных часах находит продолжение на уроках литературы, где на первый план ставлю решение нравственных проблем. В профилактической работе также помогают уроки биологии, где дети получают более глубокие знания о влиянии вредных привычек на их физическое  и психологическое развитие.

Вовлекая детей в активные формы работы, стараюсь сделать так, чтобы у каждого подростка было любимое занятие.  Большинство учащихся моего 9б класса участвует в работе кружков в школе и МЦРТДЮ, спортивных секциях. В классе сформирован хороший актив, который направляет работу школьного самоуправления (совет школьного самоуправления во главе с президентом - учащиеся нашего класса).

Как правило, дети являются инициаторами и активными участниками школьных   мероприятий, среди которых школьные вечера, устные журналы, диспуты, спортивные игры, проходящие под девизами: «Наркотикам - нет!», «Я выбираю жизнь!», «Молодежь против наркотиков!», «Цивилизованный мир против курения», «За здоровый образ жизни!» и другие. В школе постоянно проводятся  радиопередачи, освещающие актуальные вопросы борьбы с наркоманией.

Учащиеся девятых классов посещают элективный курс «Основы журналистики», который в ходе Месячника профилактики  правонарушений и наркомании организует выпуск  бюллетеней и плакатов: «Наркотики и преступность», «За мир без наркотиков на нашей планете», «Наркотикам – нет!» и другие. Такие элективные курсы, как «Основы православной культуры», «Я выбираю здоровую жизнь» также способствуют нравственному воспитанию школьников и их негативному отношению к вредным привычкам.

Работу с детьми «группы риска» стараюсь проводить индивидуально, используя методы убеждения, в тесном контакте с учителями-предметниками, школьной медико-психологической службой (в нашей школе есть комната релаксации) и родителями.

Как известно, ребенок -  это отражение проблем семьи. Его поведение-следствие семейного воспитания, поэтому большое внимание уделяю просвещенческой работе с родителями, особенно асоциальным семьям, в которых на воспитание детей не хватает ни времени, ни желания. Вопросы психолого-педагогического просвещения родителей с целью формирования у них знания по семейному воспитанию детей выношу на родительские собрания, индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации.

Особое внимание обращаю на работу с родителями детей “группы риска”, на проблемы профилактики  токсикомании, опасности употребления несовершеннолетними наркоти-ческих средств, вреда курения и прочие поведенческие патологии. Также считаю необходимым информировать родителей о токсических препаратах, мотивах употребления детьми наркотиков, способах контроля и предупреждения наркомании.

Как результат планомерный работы по профилактике вышеназванных проблем считаю:

1)      сохранение контингента учащихся (в 5 классе  - 23 учащихся, в 9 классе - 30);

2)      положительное отношение к школе и достаточно стабильный уровень успеваемости и качества знания учащихся (процент успеваемости – 100% ,качество-60%  в течение последних трех лет);

3)      высокая активность учащихся во внеурочной работе (70% занимаются в кружках, секциях, факультативах, являются организаторами внеклассных и общешкольных мероприятий);

4)      в классе не наблюдалось случаев употребления учащимися алкогольных  напитков, токсических средств, наркотических препаратов;

5)      дети понимают вред и негативное влияние курения на организм человека, поэтому число курильщиков значительно уменьшается.

Однако нельзя считать, что проблемы решены полностью. Требование к выпускнику школы в условиях сегодняшнего дня достаточно высоки: нашему обществу нужно физически и нравственно здоровое поколение, наша задача- помочь молодым людям в их становлении.

Лаптий Н.Б.

Hosted by uCoz