Тема «Графическое представление курса фонетики в букварный период

                   и на уроках русского языка в начальной школе»

                                                 Автор опыта: Приймак Елена Ивановна

                                                                        учитель начальных классов

Содержание:

1. Информация об опыте……………………………………………….1

2. Технология опыта……………………………………………………3

3. Результативность опыта…………………………………………….9

4. Библиографический список………………………………………..10

5. Рецензия на опыт работы…………………………………………….

            Вот уже 20 лет я работаю в  школе № 2 станицы Медведовской. В  той самой школе, где когда-то сидела за партой  и вместе с учителем писала  в прописи первые буквы, я теперь учу детишек грамоте. За эти годы у меня были разные классы. Вместе с учениками я осваивала  новые  программы и технологии, работала по учебникам и таблицам педагогов – новаторов, искала, казалось, скорое решение педагогических задач. Но вдруг поняла, что обучение и воспитание – процесс непрерывный, где последняя стадия данного периода является стадией подготовительной работы нового этапа. И  жизнь нас заставляет ставить перед собой все новые цели и задачи в обучении, воспитании, подбирать новые средства для их решения.

            Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками. Это означает, что учитель должен познакомить детей со всеми сторонами русской речи: фонетической, лексической, грамматической.

А работу по формированию орфографических и грамматических умений невозможно осуществить без знаний по фонетике, так как именно фонетика составляет основу чтения и письма.

             Фонетика и ребенок… Раздел языкознания,  изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики, и малыш, с интересом перешагнувший порог школы. Как соединить их, ведь именно с азов фонетики начинается обучение грамоте в первом классе? С первых уроков на детей обрушивается лавина незнакомых  терминов, знаков, правил, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить.

            Основными причинами этого являются:

-неумение в этом возрасте воспринимать невидимые отношения, связи, зависимости;

-неумение анализировать и обобщать,

-недостаточное развитие  внимания и быстрая утомляемость;

-отсутствие абстрактного мышления и др.

            Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников, так как ребенок на этом этапе еще не готов усваивать то, что он не может воспринимать непосредственно.  А в ситуации, когда ученик испытывает затруднения, когда ему что-либо непонятно, у него что-то не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения ребенком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.

            Первоначально у ребенка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным  материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе.  Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго.

            При опросе младших школьников 100% детей отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием наглядности.

            Итак, чем младше наш ученик, тем более очевидно: объяснения только на словах совершенно недостаточно. И в первую очередь, это относится к формированию новых понятий. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних мыслительных

Приймак Елена Ивановна

действий ребенка. Форсированное развитие отвлеченного мышления без связи с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. То есть младшему школьнику просто необходима работа с образами при усвоении нового материала. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств.

            Поэтому для работы  в начальной школе мне  важны такие наглядные пособия, которые несут учебную информацию, являются моделями и раскрывают программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений.

            К сожалению, несмотря на многие достоинства учебников  «Азбука» В.Г. Горецкого и др., «Моя любимая Азбука» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, графические изображения характеристик звуков в них представлены неполно. Поэтому у меня появилось желание  создать графическое представление курса фонетики  букварного периода в виде  таблицы «Гусеница Фонетичка». Оно основано на символах  по традиционной программе обучения грамоте, которую разработали авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов, и  частично, на обозначениях, предложенных Р.Н. и Е. В. Бунеевыми. Дополнено мною знаками и цветовым решением в занимательной форме для более полной характеристики звукового ряда русского языка. (Приложение 1. Таблица 1).         

             Например, применение двух цветов, синего и зеленого, в одном круге вместо одного синего позволило  мне объяснить первоклассникам, что буква эН может обозначать либо звук [н], либо звук [н’].  Это зависит от буквы, следующей за ней. Тогда как буквы Жэ, Цэ, Ша обозначают только твердые согласные звуки [ж], [ц], [ш]. На  постоянную твердость этих звуков указывают  синие круги в таблице. А мягкость звуков [й’], [ч’], [щ’] изображена мною в таблице в виде зеленых кружков. Белый круг под буквами Ъ, Ь означает отсутствие звука.

            Звуковая характеристика букв А, О, У, Ы, Э, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков, изображена в виде красного кружка «на синих ножках», а звуковая характеристика букв Е, Ё, И, Ю, Я, обозначающих мягкость предшествующих согласных звуков, представлена в виде красного кружка «на зеленых ножках» с «зеленым чубчиком»- значком, который подводит детей к обозначению мягкости согласных звуков в транскрипции.  

            Чтобы учащиеся не путали два понятия «буква» и «звук», буквы написаны черным цветом на белом фоне, как это обычно мы видим в письменной речи, а звуки обозначены белым цветом в цветном круге.

             Такое цветовое решение помогает ученикам давать безошибочно характеристики звукам русского языка, а представление схемы в виде забавной яркой гусеницы привлекает к себе внимание учащихся и повышает интерес к урокам обучения грамоте.

Я заметила, что ответы учащихся с опорой на таблицу стали более грамотными и последовательными. Ученики быстрее усвоили понятия «буква» и «звук», «гласные и согласные звуки»,  «твердые и мягкие согласные звуки» и др.

            Но нужно помнить, что у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий, поэтому недопустима демонстрация   на уроках обучения грамоте заранее изготовленной учителем таблицы. Здесь важны совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. Календарно – тематическое  планирование уроков обучения грамоте  позволяет  последовательно представлять  звуки графически и выстраивать их в виде схемы.(Приложение 2.)

                        Этапы составления таблицы «Гусеница Фонетичка»

                                   на уроках обучения грамоте.

1. Подготовительный период.

            Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков – обозначение гласных звуков в таблице. 

            Знакомство с «гусеницей Фонетичкой». «Имя» гусеницы выбрано не случайно.

Термин «фонетика»  сложен для малышей, но в условиях игры легко запоминается.

                                                           Фрагмент урока по теме

                                                     «Гласный звук [а]. Буквы а, А».

                        Гусеница, гусеничка,

                        Гусеница Фонетичка

                        На уроки к нам пришла.

                        Много звуков принесла, - сообщает учитель на уроках подготовительного периода обучения грамоте. - Повторите за мной звук: [а]. Что мы делаем, когда произносим этот звук? Мы открываем рот и поем его с помощью голоса. Открытый ротик, произносящий поющие звуки, мы изобразим в виде красного круга. А над кругом напишем букву А. Эта буква обозначает гласный звук. Звук гласный – цвет красный.

                        Гусеница, гусеничка,

                        Гусеница Фонетичка

                        На уроки к нам пришла,

                        Букву А нам принесла.

            Далее идет работа по учебнику.

            И так продолжается работа по составлению схемы на каждом уроке.

            Постепенно наша гусеница «растет», появляется все больше красных кругов, над которыми написаны буквы.(Приложение 1. Таблица 2)

2. Букварный период.

            Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных, характеристика звуков.

                                                           Фрагмент урока по теме

                                               «Согласные звуки [н], [н’]. Буквы н, Н».

            У учащихся раздаточный материал синие и зеленые кружочки.

            На доске иллюстрация художника В. И. Полухина к сказке «Три поросенка»

С. Михалкова. (Приложение 3.)

            Ребятам предлагается назвать героев сказки.

            Этот шустрый поросенок

            Был ленив, друзья, с «пеленок».

            Он работать не любил,

            В луже время проводил. Кто это?

            Ответы детей:

            -Это поросенок Нуф-Нуф.

            Какого цвета его любимые лужи?

            Ответы детей:

            -Синего цвета, голубого, как эти синие кружочки.

            Вот еще один чудак

            Лежит на травке просто так.

            Не любит заниматься,

            Ему бы поваляться… Кто это?

            Ответы детей:

            -Это поросенок Ниф – Ниф.

            Какого цвета его любимая мягкая травка?

            Ответы детей:

            - Зеленого цвета, как наши зеленые кружочки.

            Произнесите слово «Нуф» и послушайте первый звук в кличке  [н]уф. Звук [н] не поется, он согласный, звучит твердо. Что любит Нуф-Нуф? Лужи! Поднимем вверх синие кружочки.

            Произнесите слово «Ниф». Какой первый звук? Звук [н’] согласный, звучит мягко.

Что любит Ниф –Ниф? Травку! Поднимем вверх зеленые кружочки.

            Но посмотрите на слова «Нуф» и «Ниф».Эти слова начинаются с одной и той же буквы эН. Только в первом слове звук [н] твердый, а во втором слове звук [н’] мягкий.

            Вывод:  буква эН может обозначать и  твердый звук [н], который мы изображаем синим цветом, и  мягкий звук [н’], представленный зеленым цветом. Подскажите, что нужно сделать нашей «гусенице Фонетичке», чтобы поместить эти два цвета в одном кружочке под буквой эН. Конечно, нужно составить круг из двух половинок синего и зеленого цвета. «Спасибо»,- говорит вам Фонетичка. У нее сегодня появился сине-зеленый кружок, потому что буква эН может обозначать и твердый звук [н], и мягкий звук [н’].

            Если к сине- зеленому кружку мы подставим красный круг с «синими ножками», такой как, например, у букв А, О, У, то звук [н] будет звучать твердо.

            А если к сине-зеленому кружку мы подставим красный круг с «зелеными ножками», такой как у буквы И, то звук [н’] будет звучать мягко.

            Поросята и Нуф-Нуф, и Ниф-Ниф звонко визжат «Ну-ну-ну!» или «Ни-ни-ни!», потому что звуки [н] и [н’] звонкие. Гусеница Фонетичка звонкие звуки «украшает» звоночками. (Приложение 1. Таблица 3)

            Далее продолжается работа по учебнику.

            Так в игровой и занимательной форме ученики первого класса знакомятся с одной  из самых трудных тем обучения грамоте – «Способы обозначения твердости и мягкости согласных звуков». Не пассивное созерцание готовых таблиц, а коллективная работа по составлению графических схем активизирует учеников, способствует восприятию и запоминанию абстрактных понятий. Кроме того, сотрудничество  учителя и учеников в создании понятийных образов дает эмоциональный настрой и положительное восприятие процесса обучения и одной, и другой стороной.

            Это было подтверждено и гостями открытого урока обучения грамоте  по теме «Согласные звуки [т] и [т’]. Буквы т, Т».  Данный урок я проводила в октябре 2006 года для методистов и воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений станицы Медведовской с целью развития преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой. Конспект урока прилагается. (Приложение 4.)

            3. Послебукварный период.

            Обобщение, систематизация, закреление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

            К концу букварного периода в результате ежедневной поурочной работы таблица «Гусеница Фонетичка» представит полную характеристику гласных и согласных звуков.

( Приложение 1. Таблица 4.)

Ученики первого класса без затруднений выполняют следующие задания:

            -назови все согласные звуки;

            - назови все мягкие согласные звуки;

            - назови все твердые согласные звуки;

            - назови все звонкие согласные звуки;

            - назови все глухие согласные звуки;

            - назови парные согласные звуки по твердости- мягкости;

            - назови парные согласные по звонкости-глухости;

            - назови буквы, которые не обозначают звуков;

            - назови буквы, которые обозначают гласные звуки;

            - назови буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;

            - назови звуки, которые может обозначать буква эЛ, буква Цэ, буква Й и т.д.

            Но главное предназначение  таблицы «Гусеница Фонетичка» состоит в том, чтобы у первоклассников исчезли страх и неуверенность в себе. Да и не только у первоклассников, когда ученики   второго класса  услышали словосочетание «фонетический разбор», их взгляды тут же обратились за помощью к яркой «гусенице». И фонетический разбор слов никогда  не будет им казаться скучным и малоинтересным занятием.

            Фонетический разбор –

            И не сложен он и скор:

            Надо, не спеша, толково

            Разделить на слоги слово

            И - труда в том нет почти –

            Ударение найти.

            А потом на том же листике

            Звукам дать характеристику.

            Сколько букв и сколько звуков

            Посчитать – и вся наука.

                        В. С. Савченко.

                                   Графическое представление курса фонетики

                                   на уроках русского языка в начальной школе.

            В период изучения русского языка во втором классе таблица «Гусеница Фонетичка» лишь частично обновляется, так как при изучении раздела «Фонетика» ученикам необходимо ввести новые понятия.  В первую очередь, это ряд гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Мы все знаем,  как трудно учащимся запомнить их количество,

а с помощью «Гусеницы»  запоминание происходит намного быстрее.

(Приложение 1. Таблица 5).

             Но наибольшую трудность представляет собой правило, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать  в определенных положениях два звука. В таблице «Гусеница Фонетичка» йотирование представлено в виде красных кругов с зеленой обводкой. Зеленый и красный  цвета  обозначают два звука. ( Приложение 1. Таблица 6)

            При изучении темы «Правописание сочетаний шипящих с гласными»

образ синих  колокольчиков со звуками [ж] и [ш] еще раз указывает на твердость данных согласных звуков, даже при написании слогов ЖИ, ШИ.  А «зеленые листики» напоминают ученикам, что у всегда мягких согласных звуков [ч’], [щ’] нет необходимости указывать мягкость буквами я, ю, и поэтому  в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ пишутся только буквы А и У.

(Приложение 1. Таблица 7)

             Образы «зеленых листиков» помогают ученикам запомнить правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ и др.  И не просто запомнить выучив правило, а осознать и понять, что  дает лучшие результаты в обучении грамотному письму таких слов, как «почка, почта, ручной, овощной, каменщик, борщ и др.» ( Приложение 1. Таблица 8)        

            Большую помощь таблица «Гусеница Фонетичка» оказывает и при изучении темы «Парные согласные звуки по звонкости-глухости». ( Приложение 1. Таблица 9) Так, с опорой на эту таблицу можно легко объяснить, что буквой Бэ может быть обозначен и звук [б], и звук [б’], и звук [п], и звук [п’]. Например,  в словах «голубой», «голубиная»,«голубка», «голубь» мы слышим звуки «голу[б]ой», «голу[б’]иная», «голу[п]ка», «голу[п’]», но все эти звуки обозначены одной буквой Б. Почему?   Умение видеть в словах  не отдельный звук, а звуки в связи друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения, развивает орфографическую зоркость учащихся.

            «Если ребенок не отличает парных по глухости-звонкости согласных от непарных, то суть орфографического правила написания согласных на конце слова ему так и не откроется», - утверждает в своих работах  по фонетике А. А. Бондаренко. Научить ребенка различать звуки родного языка можно и нужно. Необходимо лишь найти способ объяснения, простой и доступный каждому школьнику, разнообразный и интересный.

Объяснение должно использовать такие методы, которые «настроены» на ребенка и учитывают его психику, кругозор, читательские интересы. Объяснение должно закрепляться такими упражнениями, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным, ведь мы всегда надеемся увидеть в своих учениках искорки творчества. Так  позволительно ли не сиять нам?

                                               Результативность опыта

            Итоговый результат опыта можно подвести за небольшой промежуток времени.

В данный момент с использованием «Таблицы Гусенички» я обучаю учащихся 2 «А» класса. По итогам проверочных работ по русскому языку за первый класс были достаточно высокие показатели: успеваемость 100 %, качество знаний 77 %.

            Результаты диктанта за 1 полугодие по русскому языку во 2 классе прилагаются.

(Приложение 5)

                                   Библиографический список

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1.:

    Сборник программ. /Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М. :Просвещение, 2004- 318с.

2. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для вузов/Аникина А, Б,, Бельчиков Ю. А., Вакуров В. Н. и др..; Под ред. Д. Э. Розенталя. – 4-е изд., испр. и доп. – М. :Высш. шк., 1984. -735с.

3. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.- 222с.: ил.

Назад

Hosted by uCoz