Тема «Графическое представление курса фонетики в букварный период
и на уроках русского языка в начальной школе»
Автор опыта: Приймак Елена Ивановна
учитель начальных классов
Содержание:
1. Информация об опыте……………………………………………….1
2. Технология опыта……………………………………………………3
3. Результативность опыта…………………………………………….9
4. Библиографический список………………………………………..10
5. Рецензия на опыт работы…………………………………………….
Вот уже 20 лет я работаю в школе № 2 станицы Медведовской. В той самой школе, где когда-то сидела за партой и вместе с учителем писала в прописи первые буквы, я теперь учу детишек грамоте. За эти годы у меня были разные классы. Вместе с учениками я осваивала новые программы и технологии, работала по учебникам и таблицам педагогов – новаторов, искала, казалось, скорое решение педагогических задач. Но вдруг поняла, что обучение и воспитание – процесс непрерывный, где последняя стадия данного периода является стадией подготовительной работы нового этапа. И жизнь нас заставляет ставить перед собой все новые цели и задачи в обучении, воспитании, подбирать новые средства для их решения.
Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками. Это означает, что учитель должен познакомить детей со всеми сторонами русской речи: фонетической, лексической, грамматической.
А работу по формированию орфографических и грамматических умений невозможно осуществить без знаний по фонетике, так как именно фонетика составляет основу чтения и письма.
Фонетика и ребенок… Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики, и малыш, с интересом перешагнувший порог школы. Как соединить их, ведь именно с азов фонетики начинается обучение грамоте в первом классе? С первых уроков на детей обрушивается лавина незнакомых терминов, знаков, правил, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить.
Основными причинами этого являются:
-неумение в этом возрасте воспринимать невидимые отношения, связи, зависимости;
-неумение анализировать и обобщать,
-недостаточное развитие внимания и быстрая утомляемость;
-отсутствие абстрактного мышления и др.
Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников, так как ребенок на этом этапе еще не готов усваивать то, что он не может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ученик испытывает затруднения, когда ему что-либо непонятно, у него что-то не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения ребенком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.
Первоначально у ребенка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго.
При опросе младших школьников 100% детей отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием наглядности.
Итак, чем младше наш ученик, тем более очевидно: объяснения только на словах совершенно недостаточно. И в первую очередь, это относится к формированию новых понятий. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних мыслительных
Приймак Елена Ивановна
действий ребенка. Форсированное развитие отвлеченного мышления без связи с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. То есть младшему школьнику просто необходима работа с образами при усвоении нового материала. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств.
Поэтому для работы в начальной школе мне важны такие наглядные пособия, которые несут учебную информацию, являются моделями и раскрывают программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений.
К сожалению, несмотря на многие достоинства учебников «Азбука» В.Г. Горецкого и др., «Моя любимая Азбука» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, графические изображения характеристик звуков в них представлены неполно. Поэтому у меня появилось желание создать графическое представление курса фонетики букварного периода в виде таблицы «Гусеница Фонетичка». Оно основано на символах по традиционной программе обучения грамоте, которую разработали авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов, и частично, на обозначениях, предложенных Р.Н. и Е. В. Бунеевыми. Дополнено мною знаками и цветовым решением в занимательной форме для более полной характеристики звукового ряда русского языка. (Приложение 1. Таблица 1).
Например, применение двух цветов, синего и зеленого, в одном круге вместо одного синего позволило мне объяснить первоклассникам, что буква эН может обозначать либо звук [н], либо звук [н’]. Это зависит от буквы, следующей за ней. Тогда как буквы Жэ, Цэ, Ша обозначают только твердые согласные звуки [ж], [ц], [ш]. На постоянную твердость этих звуков указывают синие круги в таблице. А мягкость звуков [й’], [ч’], [щ’] изображена мною в таблице в виде зеленых кружков. Белый круг под буквами Ъ, Ь означает отсутствие звука.
Звуковая характеристика букв А, О, У, Ы, Э, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков, изображена в виде красного кружка «на синих ножках», а звуковая характеристика букв Е, Ё, И, Ю, Я, обозначающих мягкость предшествующих согласных звуков, представлена в виде красного кружка «на зеленых ножках» с «зеленым чубчиком»- значком, который подводит детей к обозначению мягкости согласных звуков в транскрипции.
Чтобы учащиеся не путали два понятия «буква» и «звук», буквы написаны черным цветом на белом фоне, как это обычно мы видим в письменной речи, а звуки обозначены белым цветом в цветном круге.
Такое цветовое решение помогает ученикам давать безошибочно характеристики звукам русского языка, а представление схемы в виде забавной яркой гусеницы привлекает к себе внимание учащихся и повышает интерес к урокам обучения грамоте.
Я заметила, что ответы учащихся с опорой на таблицу стали более грамотными и последовательными. Ученики быстрее усвоили понятия «буква» и «звук», «гласные и согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки» и др.
Но нужно помнить, что у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий, поэтому недопустима демонстрация на уроках обучения грамоте заранее изготовленной учителем таблицы. Здесь важны совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. Календарно – тематическое планирование уроков обучения грамоте позволяет последовательно представлять звуки графически и выстраивать их в виде схемы.(Приложение 2.)
Этапы составления таблицы «Гусеница Фонетичка»
на уроках обучения грамоте.
1. Подготовительный период.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков – обозначение гласных звуков в таблице.
Знакомство с «гусеницей Фонетичкой». «Имя» гусеницы выбрано не случайно.
Термин «фонетика» сложен для малышей, но в условиях игры легко запоминается.
Фрагмент урока по теме
«Гласный звук [а]. Буквы а, А».
Гусеница, гусеничка,
Гусеница Фонетичка
На уроки к нам пришла.
Много звуков принесла, - сообщает учитель на уроках подготовительного периода обучения грамоте. - Повторите за мной звук: [а]. Что мы делаем, когда произносим этот звук? Мы открываем рот и поем его с помощью голоса. Открытый ротик, произносящий поющие звуки, мы изобразим в виде красного круга. А над кругом напишем букву А. Эта буква обозначает гласный звук. Звук гласный – цвет красный.
Гусеница, гусеничка,
Гусеница Фонетичка
На уроки к нам пришла,
Букву А нам принесла.
Далее идет работа по учебнику.
И так продолжается работа по составлению схемы на каждом уроке.
Постепенно наша гусеница «растет», появляется все больше красных кругов, над которыми написаны буквы.(Приложение 1. Таблица 2)
2. Букварный период.
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных, характеристика звуков.
Фрагмент урока по теме
«Согласные звуки [н], [н’]. Буквы н, Н».
У учащихся раздаточный материал синие и зеленые кружочки.
На доске иллюстрация художника В. И. Полухина к сказке «Три поросенка»
С. Михалкова. (Приложение 3.)
Ребятам предлагается назвать героев сказки.
Этот шустрый поросенок
Был ленив, друзья, с «пеленок».
Он работать не любил,
В луже время проводил. Кто это?
Ответы детей:
-Это поросенок Нуф-Нуф.
Какого цвета его любимые лужи?
Ответы детей:
-Синего цвета, голубого, как эти синие кружочки.
Вот еще один чудак
Лежит на травке просто так.
Не любит заниматься,
Ему бы поваляться… Кто это?
Ответы детей:
-Это поросенок Ниф – Ниф.
Какого цвета его любимая мягкая травка?
Ответы детей:
- Зеленого цвета, как наши зеленые кружочки.
Произнесите слово «Нуф» и послушайте первый звук в кличке [н]уф. Звук [н] не поется, он согласный, звучит твердо. Что любит Нуф-Нуф? Лужи! Поднимем вверх синие кружочки.
Произнесите слово «Ниф». Какой первый звук? Звук [н’] согласный, звучит мягко.
Что любит Ниф –Ниф? Травку! Поднимем вверх зеленые кружочки.
Но посмотрите на слова «Нуф» и «Ниф».Эти слова начинаются с одной и той же буквы эН. Только в первом слове звук [н] твердый, а во втором слове звук [н’] мягкий.
Вывод: буква эН может обозначать и твердый звук [н], который мы изображаем синим цветом, и мягкий звук [н’], представленный зеленым цветом. Подскажите, что нужно сделать нашей «гусенице Фонетичке», чтобы поместить эти два цвета в одном кружочке под буквой эН. Конечно, нужно составить круг из двух половинок синего и зеленого цвета. «Спасибо»,- говорит вам Фонетичка. У нее сегодня появился сине-зеленый кружок, потому что буква эН может обозначать и твердый звук [н], и мягкий звук [н’].
Если к сине- зеленому кружку мы подставим красный круг с «синими ножками», такой как, например, у букв А, О, У, то звук [н] будет звучать твердо.
А если к сине-зеленому кружку мы подставим красный круг с «зелеными ножками», такой как у буквы И, то звук [н’] будет звучать мягко.
Поросята и Нуф-Нуф, и Ниф-Ниф звонко визжат «Ну-ну-ну!» или «Ни-ни-ни!», потому что звуки [н] и [н’] звонкие. Гусеница Фонетичка звонкие звуки «украшает» звоночками. (Приложение 1. Таблица 3)
Далее продолжается работа по учебнику.
Так в игровой и занимательной форме ученики первого класса знакомятся с одной из самых трудных тем обучения грамоте – «Способы обозначения твердости и мягкости согласных звуков». Не пассивное созерцание готовых таблиц, а коллективная работа по составлению графических схем активизирует учеников, способствует восприятию и запоминанию абстрактных понятий. Кроме того, сотрудничество учителя и учеников в создании понятийных образов дает эмоциональный настрой и положительное восприятие процесса обучения и одной, и другой стороной.
Это было подтверждено и гостями открытого урока обучения грамоте по теме «Согласные звуки [т] и [т’]. Буквы т, Т». Данный урок я проводила в октябре 2006 года для методистов и воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений станицы Медведовской с целью развития преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой. Конспект урока прилагается. (Приложение 4.)
3. Послебукварный период.
Обобщение, систематизация, закреление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
К концу букварного периода в результате ежедневной поурочной работы таблица «Гусеница Фонетичка» представит полную характеристику гласных и согласных звуков.
( Приложение 1. Таблица 4.)
Ученики первого класса без затруднений выполняют следующие задания:
-назови все согласные звуки;
- назови все мягкие согласные звуки;
- назови все твердые согласные звуки;
- назови все звонкие согласные звуки;
- назови все глухие согласные звуки;
- назови парные согласные звуки по твердости- мягкости;
- назови парные согласные по звонкости-глухости;
- назови буквы, которые не обозначают звуков;
- назови буквы, которые обозначают гласные звуки;
- назови буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;
- назови звуки, которые может обозначать буква эЛ, буква Цэ, буква Й и т.д.
Но главное предназначение таблицы «Гусеница Фонетичка» состоит в том, чтобы у первоклассников исчезли страх и неуверенность в себе. Да и не только у первоклассников, когда ученики второго класса услышали словосочетание «фонетический разбор», их взгляды тут же обратились за помощью к яркой «гусенице». И фонетический разбор слов никогда не будет им казаться скучным и малоинтересным занятием.
Фонетический разбор –
И не сложен он и скор:
Надо, не спеша, толково
Разделить на слоги слово
И - труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
В. С. Савченко.
Графическое представление курса фонетики
на уроках русского языка в начальной школе.
В период изучения русского языка во втором классе таблица «Гусеница Фонетичка» лишь частично обновляется, так как при изучении раздела «Фонетика» ученикам необходимо ввести новые понятия. В первую очередь, это ряд гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Мы все знаем, как трудно учащимся запомнить их количество,
а с помощью «Гусеницы» запоминание происходит намного быстрее.
(Приложение 1. Таблица 5).
Но наибольшую трудность представляет собой правило, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать в определенных положениях два звука. В таблице «Гусеница Фонетичка» йотирование представлено в виде красных кругов с зеленой обводкой. Зеленый и красный цвета обозначают два звука. ( Приложение 1. Таблица 6)
При изучении темы «Правописание сочетаний шипящих с гласными»
образ синих колокольчиков со звуками [ж] и [ш] еще раз указывает на твердость данных согласных звуков, даже при написании слогов ЖИ, ШИ. А «зеленые листики» напоминают ученикам, что у всегда мягких согласных звуков [ч’], [щ’] нет необходимости указывать мягкость буквами я, ю, и поэтому в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ пишутся только буквы А и У.
(Приложение 1. Таблица 7)
Образы «зеленых листиков» помогают ученикам запомнить правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ и др. И не просто запомнить выучив правило, а осознать и понять, что дает лучшие результаты в обучении грамотному письму таких слов, как «почка, почта, ручной, овощной, каменщик, борщ и др.» ( Приложение 1. Таблица 8)
Большую помощь таблица «Гусеница Фонетичка» оказывает и при изучении темы «Парные согласные звуки по звонкости-глухости». ( Приложение 1. Таблица 9) Так, с опорой на эту таблицу можно легко объяснить, что буквой Бэ может быть обозначен и звук [б], и звук [б’], и звук [п], и звук [п’]. Например, в словах «голубой», «голубиная»,«голубка», «голубь» мы слышим звуки «голу[б]ой», «голу[б’]иная», «голу[п]ка», «голу[п’]», но все эти звуки обозначены одной буквой Б. Почему? Умение видеть в словах не отдельный звук, а звуки в связи друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения, развивает орфографическую зоркость учащихся.
«Если ребенок не отличает парных по глухости-звонкости согласных от непарных, то суть орфографического правила написания согласных на конце слова ему так и не откроется», - утверждает в своих работах по фонетике А. А. Бондаренко. Научить ребенка различать звуки родного языка можно и нужно. Необходимо лишь найти способ объяснения, простой и доступный каждому школьнику, разнообразный и интересный.
Объяснение должно использовать такие методы, которые «настроены» на ребенка и учитывают его психику, кругозор, читательские интересы. Объяснение должно закрепляться такими упражнениями, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным, ведь мы всегда надеемся увидеть в своих учениках искорки творчества. Так позволительно ли не сиять нам?
Результативность опыта
Итоговый результат опыта можно подвести за небольшой промежуток времени.
В данный момент с использованием «Таблицы Гусенички» я обучаю учащихся 2 «А» класса. По итогам проверочных работ по русскому языку за первый класс были достаточно высокие показатели: успеваемость 100 %, качество знаний 77 %.
Результаты диктанта за 1 полугодие по русскому языку во 2 классе прилагаются.
(Приложение 5)
Библиографический список
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1.:
Сборник программ. /Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М. :Просвещение, 2004- 318с.
2. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для вузов/Аникина А, Б,, Бельчиков Ю. А., Вакуров В. Н. и др..; Под ред. Д. Э. Розенталя. – 4-е изд., испр. и доп. – М. :Высш. шк., 1984. -735с.
3. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.- 222с.: ил.
Назад