Тема: «Создание  языковой среды при изучении английского языка в начальной школе».

Актуальность  темы.

Повседневная  реальность  последних лет  свидетельствует о возросшем статусе иностранного  языка в российском обществе. Язык и языковое образование  становятся  инструментом  успешной жизнедеятельности  человека  и значимым средством, формирующим  сознание  личности  и ее способности  входить  в открытое информационное пространство. Динамика  общественной жизни страны  и связанные  с нею  преобразования, межгосударственная интеграция в сфере образования  вызывают  общественную  потребность  в большом количестве  граждан, практически владеющими  одним или  несколькими современными языками.

         Осознание  важности  языкового  образования  в современном обществе  стимулирует  большинство родителей  приобщать своих детей  к изучению иностранного языка с младшего школьного возраста, а школы, реагируя  на эту потребность, стремятся  вводить  в учебные планы  иностранный язык в качестве учебного  предмета.

         И государство, и общество  признали тот факт, что изучение  иностранного  языка в данном возрасте полезно  всем детям, поскольку оно  способствует:

-развитию  психических функций  ребенка (мышление, внимания, восприятия) и его речевых способностей;

-более раннему вхождению  ребенка в  общечеловеческую культуру через  общение на новом для него языке;

-более качественному  овладению первым иностранным  языком  и создание базы  для продолжения  его изучения в основной школе.

          Начальное  языковое  образование предполагает  развитие личности ребенка в целом, его интеллектуальных (когнитивных)  и  эмоционально-волевых (некогнитивных) способностей  и личностных качеств, которые прежде всего  проявляются в языке.

         Общим  для всех предметов начальной школы является направленность на развитие  языковой личности, что объясняется статусом речевого развития личности  как  основы любого образования. Языковая  личность складывается  из способностей  человека осуществлять  различные  виды речемыслительной деятельности  и использовать  разного рода  коммуникативные  роли  в условиях социального  взаимодействия  людей друг с другом  и окружающим  их миром. Языковые личности  присущи  такие качества, как творчество, самостоятельность, способность строить  взаимодействие  и взаимопонимание  с партнерами  по общению.

         Исходя  их  вышеизложенного, в качестве стратегической   цели  начального  языкового  образования  выступает  формирование у младших школьников  элементарных черт  вторичной  языковой  личности, делающих их способными  к межкультурной  коммуникации (в пределах программных требований). Такое понимание цели  означает:

-овладение детьми  языком  как средством общения;

-усвоение  различной  внеязыковой  информации, связанной  с миром  зарубежных сверстников, с зарубежным  песенным, стихотворным  и сказочным фольклором и с доступными  детям образцами  детской  художественной  литературы на  изучаемом языке;

-развитие таких качеств, которые необходимы  для  адекватного  общения  и взаимопонимания различных  культур.

         Учителя начальных классов и учителя иностранных языков  должны быть заинтересованы в решении задач качественного обучения  родному и иностранному языку. Ценным является контакт учителя иностранного языка и учителя начальных классов, ведь специалист, знающий несколько языков, может вести обучение  в данном классе на том языке, который знает учитель начальных классов. Таким образом, возможно деловое сотрудничество этих учителей, например, учитель начальных классов  может помочь детям выучить стихотворения и  песни на иностранном языке. Идеальное сочетание – учитель начальных классов является и учителем иностранного  языка. Это дает возможность создать  определенную языковую среду для изучения  иностранного языка.

         Необходимым условием изучения иностранного языка  является поддержка  родителей. С целью  заинтересованности родителей в изучении их детьми иностранного языка проводится анкетирование, результаты которого позволяют внести коррективы в план учебно-воспитательной работы. Родители активные помощники  и участники в подготовке и проведении утренников, открытых уроков.

         Для учителя начальной школы составлена  программа обучения  английскому языку в неречевых видах деятельности (лексические единицы, усваиваемые детьми  продуктивно в различных неречевых  видах деятельности;

действия,  выполняемые детьми в ходе проведения режимных моментов, зарядки, физминуток и т. д.)

         Для создания единой системы обучения английскому языку  разработана программа кружка «Веселый английский», рассчитанная на  2 года. Целью работы данного кружка является расширение кругозора учащихся  в данной области, формирование активной жизненной позиции,  развитие  эстетического и эмоционально-позитивного восприятия  окружающего мира. На  занятиях кружка дети отрабатывают материал по английскому языку в соответствии с программными требованиями,  дети в более  раскрепощенной обстановке, в игровых  формах  и нестандартных ситуациях   отрабатывают лексику, развивают диалогическую и монологическую речь.

         Большую роль в  развитии детей имеет  восприятие  речи не только учителя,  записи, но и  непосредственное  общение с другими  детьми. Для реализации  этой цели  разработана и апробирована  программа элективного курса для 9 класса по английскому языку. На занятиях  девятиклассники  готовятся к общению с малышами. Разучивая систему рифмовок, песенок, диалогов,  они с удовольствием  идут в начальную школу. Помощь во внеклассной работе,  проведение игр  на английском языке в группе продленного дня или  летнем лагере , совместные  выступления в  спектаклях – все  приобретает  характер совместной жизни старшего и младшего звена, общую заинтересованность и результативность.

Роль и значение дидактической игры в учебном процессе.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: "В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра - это продолжение жизни, где вымысел - грань правды.

"Игра - регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она - их школа жизни и "практика развития"[11,с.19]

Перестроенные процессы, происходящие в стране, охватили все сферы нашей жизни. Расширились контакты с зарубежными странами, появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами и т.д.). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского.

Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.

В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.[16,с.47]

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Творческие или сюжетно - ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов).[13,с.27]

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других — иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. И. Л. Шолпо предлагает свой вариант классификации обучающих игр, которые можно использовать на занятиях английским языком с младшими школьниками. Автор подразделяет обучающие игры на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные   и художественные.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся, на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей.

К соревновательным играм относятся    большинство игр, способствующих контролю усвоения лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, «аукционы», настолько-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т. д.

Ритмо-музыкальные игры - это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев. Эти игры способствуют контролю фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.

Художественные, или творческие, игры  — это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества. Их можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация; и  словесно- творческие (подбор рифмы,  коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).

Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры   по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

 Настолько-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настолько-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.[16,с.75]

Можно группировать игры и так:

Игры-путешествия

Игры-поручения

Игры-предположения

Игры-загадки

Игры-беседы

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность,

обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-предположения. "Что было бы... ?" или "Что бы я сделал...?" и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.[2,с.51]

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Внеклассная  работа.

Внеклассная работа является  обязательным компонентом  деятельности  каждого учителя  английского языка. Она позволяет  повысить  интерес  учащихся  к изучаемому языку, углублять  и расширять  их  знания, совершенствовать    навыки  и умения. Она помогает учителю видеть  наиболее способных  детей, проявляющих  интерес  к данному предмету, а учащимся показать  свои склонности, способности  к тому или иному  виду деятельности.

Внеклассная  работа  способствует  реализации  практической, воспитательной, развивающей  и образовательной  целей. Только при условии  органического сочетания  урочной и  внеклассной  работы иностранный  язык  может внести  свой весомый вклад  в формирование   личности, а именно это является  главной задачей  современной школы, современного образования.

     Внеклассная  работа  в первые годы  изучения  английского  языка  обладает  рядом особенностей, среди которых  важной, на наш взгляд, является    некое «рассогласование»  в желании  детей  участвовать  в этом виде  деятельности  и  их  языковыми возможностями, которые  еще  очень малы.

         Наблюдения  показывают, что практически все  учащиеся  горят   желанием  участвовать  во внеклассной работе:  им хочется  говорить,  петь,  читать на английском  языке, играть, декламировать и т.д.

          Из первой  особенности вытекает  и вторая   - тесная  взаимосвязь  урочной  и  внеурочной  работы. При  этом  внеурочная  деятельность  распадается  как бы на две составляющие: внеурочная  учебная  работа  и собственно  внеклассная.

          К внеурочной   учебной работе  относится  выполнение  учащимися  домашний заданий  в школе при участии  или под контролем  учителя, например,  выполнение  звуковых заданий  в кабинете после уроков или  в группах продленного дня).Такая  работа  позволяет  ребенку  экономно  и рационально  выполнять  домашнее  задание  и, таким образом,  лучше овладевать  учебным материалом. Здесь создаются условия  для учета  индивидуальных возможностей  учащихся,  их способностей, что помогает  вовремя  заметить отстающих, оказать  им необходимую помощь и выявить  тех детей, которых можно сделать  своими помощниками  как в работе по кабинету, так и в собственно внеклассной работе.

         Внеурочная  учебная  деятельность  является  очень важным связующим  звеном между  урочной и  собственно  внеклассной  работой. Именно она  на начальном   этапе дает возможность  осуществлять последнюю.

Рассмотрим  более подробно  внеклассную работу, подготавливаемую  на уроках и во внеурочное  время при выполнении  заданий. Нет необходимости говорить  о том,  что от учителя требуются  находчивость, изобретательность и творчество, для того  чтобы  каждую крупицу  новых знаний  использовать  во внеклассной  работе.  Появление  в учебном процессе  первых стихотворений-рифмовок  и песенок  уже позволяет   учителю  использовать их  во внеурочное время. Так, например,  можно  конкурс на лучшее исполнение песенки внутри группы  или между группами  конкурс на лучшее  чтение рифмовок (фонетический конкурс). Далее можно  организовать  конкурсы на выразительное чтение  текста и чтение про себя на скорость и количество понятой  информации; на рассказ по незнакомой картинке, где оценивается  полнота высказываний  для данной  точки учебного процесса, логичность построения, языковая  правильность  высказывания и т.п.

          Чтобы заинтересовать  детей английским языком на начальном этапе,

Внеклассная  работа  должна охватывать  как можно больше учащихся, т.е. носить массовый характер. Это поможет  и выявить тех учащихся, которые  составят актив по внеклассной  работе на среднем и старших этапах.

         Рассмотрим  формы внеклассной  работы, их конкретное  наполнение  и методику проведения.

         Известны три формы  внеклассной работы: индивидуальная , групповая и массовая. Все эти формы  возможны и на начальном  этапе.

          Индивидуальная  форма включает: разучивание  учеником  стихотворении , которое, как правило, не входит в учебный материал  данного года  обучения; подготовку  и исполнение  песенки на английском языке  с музыкальным сопровождением (сольное исполнение); разучивание роли  из небольшой инсценировки; подготовку  ученика  к ведению  программы утренника.

         Групповая  форма  предусматривает  работу  учащихся  в таких кружках, как  кружок пения,  драматический  кружок, кружок  кукольного театра, кружок «Веселый английский» и др.

          Массовая  форма предусматривает  проведение  разнообразных  конкурсов, как-то: на лучшее чтение стихотворения, лучшее исполнение  песни группой,  лучшее выразительное  чтение,  лучшее  описание картинки и другие, а также  проведение  утренников.

          Успешное  осуществление  внеклассной работы зависит от того, насколько правильно  сумеет спланировать учитель на целый год  и на каждую четверть. При планировании  он исходит  из особенностей  своей группы: ее успехов в языке, наличия талантов, наличия в его распоряжении материала, возможностей  получения  помощи  от учащихся  старших классов и актива родителей (например, по оформлению утренника).

         При  планировании   внеклассной    работы,   прежде  всего  формулируются цель и задачи  мероприятия, указывается материал, намечаются участники, а также  дни и часы репетиций  и проведение самого мероприятия. Свой план  учитель должен  согласовывать  с планами  по другим  предметам в классе, а также  с  планом  общешкольной  внеклассной работы. Календарный  план по внеклассной работе, красочно оформленный вывешивается  в кабинете  английского языка.

         Рассмотрим пример: учитель планирует  провести  утренник на английском  языке, посвященном дню мамы, на который будут приглашены  не только учителя, но и мамы. Бабушки и старшие сестры. Это одно из  первых массовых мероприятий на английском языке, поэтому его  нужно особенно тщательно  подготовить  и сделать все возможное, чтобы он  запомнился  как большой , теплый, светлый праздник. Главная  цель такого  праздника -  доставить  своим   родным и близким радость,  показать  учащимся, что они  уже   могут  делать на английском языке. Подготовка  к этому  массовому мероприятию  занимает  более  полугода. Регулярная систематическая работа  сплачивает  детский  коллектив, сближает  учителя с детьми  и в общем-то не  занимает  много времени, но позволяет  хорошо  и тщательно  подготовиться  к празднику.

         Программа  утренника  не должна занимать много времени: не более 45 минут. Она должна быть разнообразной. Утренник  в целом, зал,  сцена, каждый номер  должен  быть ярко оформлены, с тем  чтобы способствовать  эстетическому  воспитанию детей. Необходимо также музыкальное сопровождение.

         Программа такого  праздника может включать:

-монтаж  алфавита (АВС), когда дети (каждый с красочно написанной буквой в руках) говорят, например: «A  is  for apple . B is for bee»… Затем они  под аккомпанемент  поют хором песенку «АВС»;

-3-4 стихотворения;

-1-2 песенки в сольном исполнении;

-2-3 песенки в хоровом исполнении;

-маленькую сценку, пьеску;

-финал: все участники хором поздравляют собравшихся  женщин с праздником: «Best  wishes for Mother s  Day

          Хорошая  подготовка к проведению  массового мероприятия обеспечивается  регулярным  проведением  конкурсов в течение  года, которые  позволяют  подключить  фактически всех  детей. Так, например, проводится  конкурс  на лучшее прочтение рифмовок, стихов. Начать можно с тех стихов, над которыми ведется  работа в классе. Завершив  работу над рифмовкой, стихотворением в классе, учитель  объявляет  конкурс на его  лучшее  прочтение, которое проводится  во внеурочное  время сначала в группе, а затем  лучшие идут на конкурс  между группами  и между классами.

         Таким образом, конкурс проводится

 Как бы в три тура и в результате выявляются  три победителя, занявшие первое, второе  и третье места.   Как  и  всякий конкурс, он проводится с соблюдением  определенных правил: выбирается жюри из состава  учителей  и учащихся во главе с завучем по английскому языку; присуждаются премии (лучше всего книжки, слайды, диафильмы, значки и т.д.), даются грамоты, вывешиваются имена победителей. Результаты конкурса можно оглашать по школьному радио.

         На следующий конкурс выносятся стихи, рифмовки, не входящие  в обязательные,  но нужные для праздничной программы. Учитель подбирает соответствующий материал и  дает  желающим. Затем он  или учащиеся старших классов помогают  детям в подготовке к конкурсу. Проводится конкурс по схеме, описанной выше. Таким образом ,  выявляются лучшие, которые и будут выступать в программе утренника.

Аналогично  проводятся  конкурсы на сольное пение.

         Скажем несколько слов о групповой  форме внеклассной работы –

кружках . Начнем с организации хорового кружка. В отборе  участников хора  может оказать помощь учитель музыки. В хор  входят учащиеся одного класса или ряда классов. В репертуар  хора могут входить песни, как изучаемые на уроках, так и новые. Работа над новой песней начинается  разучивания  текста,  который учитель может записать на кассету или раздать в печатном виде. Репетиции  хора  должны проводиться регулярно.

         Большой интерес вызывает драматический кружок. Запись в кружок начинается  в начале года. Материалом служат  пьески, сказки из учебника, которые учитель подбирает  в соответствии с темой предстоящего утренника.

         Важно, чтобы репетиции проводились регулярно. Заранее надо позаботиться о декорациях и костюмах. Перед спектаклем  необходимо провести несколько репетиций в том помещении, где будет проходить утренник, для того чтобы дети хорошо ориентировались  умели двигаться на сцене.

         В заключении  хотелось бы подчеркнуть, что ведение  внеклассной работы  помогает сохранять и развивать мотивацию  изучения английского языка, реализовывать в комплексе  поставленные цели и задачи обучения. А потому  она должна  органически  входить в деятельность  учителя английского языка  с самого начала.

Проектная  деятельность  на занятиях английским языком.

         С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того  мира, который его окружает. С ним все  происходит впервые. Каждый  миг  жизни ребенка самоценен: он несет множество открытий, которые в последствии  создадут основу для дальнейшего развития ребенка. Ему интересно все, что его окружает.

         Познавательная  активность детей очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно они еще не могут  найти ответы на все интересующие их вопросы – им помогают педагоги. Наряду с объяснительно-иллюстративным методами обучения используются  методы проблемного  обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций , экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение  кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако такой подход часто носит фрагментарный,  эпизодический характер: логические задания практикуются на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи или конструированию.

         Для  закрепления полученных знаний, умений и навыков можно  использовать интегрированные уроки. Наиболее  полно  эффективно использовать на этих уроках проектный метод.

         Проект в учебной деятельности – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

         В основе  проектов отразился  подход американского философа и педагога Дж. Дьюи, который считал, что образование призвано давать не только знания, которые понадобятся  в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных проблем. Метод проектов позволяет  осуществить актуальное исследование окружающей жизни, активное применение знаний и умений.

         В основе  метода проекта лежат следующие ценности:

-целесообразная деятельность учащихся;

-ориентация на личный интерес ребенка;

-практическая   востребованность  полученных знаний.

         Работа    над  осуществлением    какого-либо проекта объединяет  различные  формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различные технологии  и приемы (беседа, игра, опрос, дебаты, дискуссия).

         Метод проектов нашел  широкое  применение во многих странах мира главным образом потому, что он  позволяет интегрировать знания учащихся из разных  областей  при решении одной проблемы, дает возможность  применить полученные  знания на практике, генерируя при этом  новые идеи.    Проект – это деятельность, мотивом которой является разрешение какой-либо проблемной ситуации, требующей творческого, исследовательского подхода, инициативы ребенка, коллективного взаимодействия. Например: « У инопланетянина  сломалась летающая тарелка. Он вынужден  провести некоторое время в нашем городе.  Ему очень трудно сориентироваться в нашем пространстве, т.к. он  говорит только на английском языке. Какую помощь вы можете предложить ему? Предположительное продолжение этой ситуации – составление и презентация на английском языке карты города. Здесь будут задействованы следующие темы: «Профессии», «Город, где я живу», «Цвета», «Животные».

         Давайте рассмотрим  этапы осуществления проекта:

Предъявление проблемы.

Цель: создание  мотивации деятельности.

2.Обсуждение вариантов решения проблемы , выбор  направления решения.

Цель: определение формы реализации  проекта.

3.Реализация проекта.

Цель: сюжетно связанное введение и активизация языкового материала.

4.Представление результатов.

Цель: применение умений и навыков на практике.

5.Анализ результатов.

Цель: оценка работы, возможное  формирование нового проектного поля.

Возможны различные виды проектов, например: «Карта города», «Открытие магазина», «Встреча с иностранным гостем», « Наша веселая азбука» и т.д.

         В  данном виде работы учителю следует уйти с авторитарной  позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения  и партнерского взаимодействия: конгруэнтность, принятие себя таким, какой ты есть, принятие другого   человека, эмпатическое  понимание.

          Конечно, в среде учащихся начальной школы представляется целесообразным связать  проект  с игровой деятельностью, т. к. в этом возрасте доминирует именно игровая  деятельность. Обучение происходит в ходе игры. Следовательно, в качестве «проблемы»  может быть предложена  какая-либо игровая ситуация, решение  которой предполагает некие исследовательские  творческие  поиски,  некое взаимодействие. Важно заметить, что спланировать ход реализации проекта можно только предположительно, сознавая, что  любой момент может открыть   другие направления,  деятельности и это потребует отказа от намеченного  ранее  плана. 

         Необходимым элементом  проектной деятельности является интерес ребенка, его потребности на сегодняшний день, не навязанный взрослым. Возможность  осуществления проекта  возникает лишь тогда, когда  выявлено поле интереса детей, когда дети пустили  взрослого в свой круг, а не вовлечение взрослым детей в свою педагогическую деятельность.

          В такой организации  занятий, как проектная  работа, дети приобретают не только  предметные  и   межпредметные знания и умения, но и умение  планировать и организовывать  свою работу, свое свободное время.

          Кроме того, метод проектов позволяет решить  часто встречающуюся на занятиях  иностранного языка  проблему «неговорящих» детей. Вовлекаясь  в проектную деятельность, имея интерес и стремление к достижению  результата, дети легче  преодолевают  иноязычный барьер.

Проектная  деятельность не только  создает  деятельностную   среду общения и изучения  иностранного языка, но и формирует  зону ближайшего  развития ребенка в результате совместной деятельности.

         Особенностью проекта, реализуемого на занятиях по  иностранному языку, является общение  как необходимая   основа коллективной  творческой  деятельности. В рамках осуществления  проекта в атмосфере партнерского, дружеского  общения и происходит  усвоение   детьми лексических  единиц, грамматических структур, страноведческих  реалий и их активизация. Кроме того,  дети приобретают  ценный опыт мотивированного «неискусственного» иноязычного  общения.

Эстетическое воспитание при изучении  английского языка.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости.

         Только на эмоциональной  основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы формах она не проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, несет в себе добро. А добро тем  более  прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребенка.

         «Урок иностранного языка в школе – это особый урок , он должен  дарить детям радость», - гласит известная методическая аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, всевозможные  кроссворды, пазлы , игры, аудиокассеты со стихами и песнями, видеоматериалы. Но что-то особой  радости в глазах  детей не видно, скорее  настороженность, испуг, раздражение. Учащимся скучно и трудно, а , следовательно, неинтересно.

         Проблема интереса, увлеченности -  одна из фундаментальных  проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому  школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области преподавания иностранного языка, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Ведь вне  языковой среды  иностранному языку  научить нельзя, ему можно только научиться.

         Любой язык, как родной, так и иностранный, - это живой организм, в нем сосредоточен, кроме информационного, огромный нравственный, этический, эстетический, художественный потенциал, поэтому отношение к языку как формальному набору «видов речевой деятельности»   ведет к выхолащиванию самой его сути. Задача состоит в том, чтобы вызвать в детях  ясное понимание того, что язык – не простое развлечение, не «гарнир», которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.

         Целью обучения иностранному языку сегодня является формирование коммуникативной компетенции, т. е. компетенции общения. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание лексики и стилистических особенностей не представляет сложности, не всегда удается  убедительно и логически  выстроить речь и достичь желаемого результата в общении. В значительной степени  это обусловлено  тем, что на уроках как родного языка, так и иностранного, все устные высказывания учащихся представляют собой речь лишь по форме, а по сути таковой не являются. А ведь человеческая   речь (как письменная, так и устная)- продуктивный вид деятельности, т. е. плод   творчества, самостоятельный «продукт», неповторимый по содержанию и форме. На практике  же часто приходится встречаться с ситуацией, когда ответы учащихся по изучаемой теме похожи как близнецы-братья, что является ярким примером репродуктивности, т.е. воспроизведения.

         Уникальность предмета «иностранный язык» в том, что эти уроки являются фактически единственными, моделирующими реальные и многообразные ситуации  общения. Ни на одном другом школьном уроке не ставится  задача научить ребят общаться. А что такое общение? Это не только правильно говорить и грамотно строить свою речь, но и умение слушать и слышать, переживать и сопереживать. Достигнуть  этого, не затронув эмоциональной сферы учащихся, невозможно, и в этом смысле урок иностранного языка , скорее всего, близок  предметам эстетического цикла: музыке и изобразительному искусству.

         Вот почему очень важно, чтобы на уроках звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные  ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания, впечатления, окрашенные детской эмоцией, искренние «всплески»  души и разума. Именно  тогда процесс  общения  приобретет желанную форму, осуществляясь в единстве  мысли и чувства.

         Все  впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце  ребенка, становятся его собственными  знаниями, собственной точкой зрения, его мыслями  и убеждениями,  его отношением  к добру и злу, прекрасному и безобразному, что определяет  нравственную позицию человека. И здесь трудно переоценить ценность эстетического воспитания в самом широком его смысле.

         Детская радость – мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в чуждый ему поначалу мир иностранного языка  и  иноязычной  культуры должно осуществляться  по эстетическим  законам, в единстве радости, добра и красоты.

Назад

Hosted by uCoz