Формирование орфографической зоркости.

Понимание правила и запоминание учениками его словесной формулировки являются лишь начальной фазой, отправным пунктом условия, дальнейшая же судьба этого процесса зависит от той деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила.

                                      Д. Н. Богоявленский

Актуальность:

В современном мире поток информации, который получают дети, настолько велик, что потребность в чтении литературы отпала полностью. Вследствие чего словарный запас детей одновременно богат и беден. Проводя огромное количество времени за компьютером, дети перестают общаться, теряют умение связно выражать свои мысли и правильно оформлять их при письме. Таким образом развитие связной речи учащихся и формирование орфографической зоркости становятся важнейшими аспектами обучения родному языку.

Цель работы:

Повысить эффективность работы по формированию орфографической зоркости учащихся путем систематической работы по развитию мыслительной деятельности  обучающихся и выполнения целого ряда разнообразных упражнений.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма:

1. В современной методике правописания главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:

         а) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;

         б) грамматическое значение слова, его грамматические связи в         словосочетании и предложении;

         в) словообразовательная структура слова, его морфемный

         состав, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо;

         г) законы фонетики и графики;

         д) правила орфографии и традиция.

2. Зрительный фактор. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание - один из важных видов упражнения. Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится в памяти очень крепко. Золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь, сначала предупреди ошибку (карточки).

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (буквенное) проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквенное, а именно два варианта вместе, так как двойное произ-несение вырабатывает речевой слух. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

 В процессе формирования орфографических навыков можно рекомендовать в качестве ориентира следующие общеорфографические умения:

1.     Находить в печатном, записанном учеником или воспринимаемом на слух тексте виды орфограмм по их опознавательным признакам.

2.     Соотносить орфограмму с языковой закономерностью, отражённой в правиле, и относить к определённой разновидности орфограмм.

3.     Выделять формулировки орфографического правила, условия выбора верного написания и использовать их применительно к конкретным случаям.

4.     Узнавать в контексте слова, относящиеся к исключениям из правил, объяснять, в чём именно состоит особенность их написания.

5.     Учитывать особенности конкретного слова, осложняющие выбор написания и относящие их к определённому варианту орфограммы.

6.     Разграничивать сходные по определённым опознавательным признакам орфограммы на основе сопоставления признаков по сходству и различию.

Система упражнений по развитию орографической зоркости

Чистописание можно начать с обсуждения, из каких элементов состоит буква, как она соединяется с другими буквами, с правилами её написания. Обязательно должен проводиться звуковой анализ. Звукобуквенный разбор слов заставляет ученика сравнивать произношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфографию.

Графическое выделение орфограмм (подчёркивание) возможно при выполнении всех письменных работ.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбора, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Поэтому следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.

На уроках русского языка я использую схемы предложений с последующей выпиской орфограмм.

Например: С деревьев дождем сыплются листья.

                   С e ь о тся ь .

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача.

Орфографическая зоркость учащихся повышается, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать все виды диктантов, которые способствуют развитию зрительной памяти, способствуют формированию навыков самоконтроля.

Зрительно-слуховой диктант отличается тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Я записываю его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем я диктую. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами.

Объяснительно-предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Читаю текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Диктант с вопросом отличается тем, что во время диктанта дети ставят на полях знак вопроса напротив тех слов, в написании которых не уверены. После завершения диктанта эти вопросы обсуждаются всем классом. Если ответ не найден, объясняю сама. Этот вид диктанта является одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учащихся к сознательному письму, дает возможность учителю проверить знания учеников, их орфографические навыки.

Комментированное письмо - это вид упражнения, который включает в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.

Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.

При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

Корректировка письма.

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения использую прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Здесь следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверке выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости.

При проверке тетради иногда не исправляю ошибки, а только ставлю на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Работу над ошибками лучше выполнять по памятке, в которой указаны название орфограммы, образец графического обозначения орфограммы и способы ее проверки.

Упражнения творческого характера.

Большой интерес у учащихся вызывает прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.

Этапы работы:

         1. Выявление трудной орфограммы

         2. Постановка перед учащимися проблемы: как “уярчить” орфограмму?     Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

         3. Самостоятельный поиск учащимися способов “усиления”.

         4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

         5. Выбор каждым учащимся индивидуально приема запоминания.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Назад

Hosted by uCoz